varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Манипуляции про деукраинизацию: почему реставрация фресок на станции метро Киевская вызвала скандал

После проведенных работ на изображениях осталось девять девушек в украинских венках. И почему-то платочек на голове десятой девушки был воспринят блогерами как «деукраинизация»

Кашин поднял крик о «деукраинизации» станции метро Киевская. Основанием послужило то, что девушке в украинском венке с фрески пририсовали желтый платочек. Крик сильно поддержали украинские СМИ, а украинские блогеры принялись писать посты со словом «презираю». Ради интереса поехала на Киевскую. Посчитала. На двадцати четырёх фресках изображены девять девушек в национальных украинских венках. И лишь одна, десятая, теперь в платочке. Почему это обстоятельство интерпретировано как деукраинизация - непонятно.

Откуда взялся злосчастный платочек - объяснили в пресс-службе метро. Блогеры упражнялись в остроумии по поводу того, что «рисовал девушку гастарбайтер», который не мог даже толком венок спрятать и поэтому оставил ленты, торчащие из-под платка. Однако пресс-служба метрополитена заявила, что восстанавление фрески происходило по образцу 1953 года. И в качестве доказательства выложило фотографии. Там злополучная девушка и впрямь изображена в платочке и с лентами, торчащими из-под платочка. Причём, именно в таком виде она пробыла аж до 1980 года, когда проводили первую реставрацию, в ходе которой платочек сняли.

«Блогеры обвиняют реставраторов не только в деукраинизации. Но и в том, например, что на центральном панно директор реставрационных мастерских запечатлел себя»


Выпад Кашина - манипуляция с целью привлечения внимания. Понятно, что тема про деукраинизацию точно найдёт кучу благодарных читателей, но зачем передергивать, вводить в заблуждение и травмировать наши народы? Откуда человек, живущий в Киеве, может знать, как оно на самом деле? Но вопль о том, что на станции Киевская стирают изображения украинок - украинец обязательно прочтёт. И будет верить, что так оно и есть. И ложь будет ещё одним кирпичом в возводимую стену отчуждения между нашими народами.

Блогеры удивились, зачем на девушку надели платок. Фото: Николай Галкин/ТАСС

Блогеры удивились, зачем на девушку надели платок. Фото: Николай Галкин/ТАСС

[Spoiler (click to open)]

Может быть, говорить надо не о деукраинизации, а о «деконовализации? Автор 24 фресок - художник Виктор Коновалов, любимый ученик Грабаря. Родственники художника заявляют, что после реставрации работа Виктора Коновалова - утрачена.

До реставрации на голове девушки красовался венок. Фото: Николай Галкин/ТАСС

- Мне очень жаль, что наследие моего деда, художника-монументалиста Виктора Коновалова бесследно исчезло, - прокомментировала КП внучка художника, Дарья Коновалова. - Я не считаю, что произошла умышленная деукраинизация, как об этом пишут... Главная проблема в том, что исчез дух времени».

На оригинальной фреске девушка, действительно, была в платке. И в таком виде она пробыла аж до 1980 года. Фото: mos.ru

На оригинальной фреске девушка, действительно, была в платке. И в таком виде она пробыла аж до 1980 года.

Диванные специалисты принялись пенять на то, что реставрация фресок была выполнена в эконом-варианте. В частности, в упрёк ставилось, что фрески якобы лишились мозаичного неба, выложенного из золотой смальты. Теперь вместо него - слой штукатурки с криво нарисованной на нем имитацией мозаики.

Однако с претензией не согласился директор реставрационных мастерских «Китеж» Александр Иванов:

- Мозаики в верхних частях фресок никогда не было. Более того, при реставрации мы почти не трогали фон, оставив его таким, каким он был всегда.

Однако трудно поспорить с тем, что центральное панно уже покрылось трещинами, а героям фресок добавили загара, поменяли лица. Подчеркну: не национальность поменяли. Герои не стали неожиданно киргизами или таджиками. И поддержать украинских блогеров в том, что якобы «украинские лица заменили на рязанские» я не могу. Но лицам неуловимо преобразили черты, прибавили красивости, убрали индивидуальное.

Сотрудники мастерской Китеж уверяют, что вернули фрескам первоначальный вид образца 1953 года, утраченный в ходе некачественной реставрации восьмидесятых

Сотрудники мастерской Китеж уверяют, что вернули фрескам первоначальный вид образца 1953 года, утраченный в ходе некачественной реставрации восьмидесятых

В принципе, криминала нет. Спешащий пассажир пройдёт и не заметит разницы. Да и придирчивый украинский пассажир и даже блогер не заметит, что Украины стало меньше (потому что не стало). Но, возможно, есть истина в словах тех, кто считает, что ушёл дух эпохи, что реставраторы невнимательно отнеслись к замыслу художника, любимца Грабаря и в итоге - искусства стало меньше.

Сотрудники мастерской Китеж уверяют, что вернули фрескам первоначальный вид образца 1953 года, утраченный в ходе некачественной реставрации восьмидесятых

Сотрудники мастерской Китеж уверяют, что вернули фрескам первоначальный вид образца 1953 года, утраченный в ходе некачественной реставрации восьмидесятых

Кстати, директор реставрационных мастерских сообщил, что родственники художника Коновалова к нему не обращались и все претензии возникли уже постфактум.

Правда, как отметила внучка художника, сохраняется возможность расчистить новодел и вернуться к исконному замыслу. Когда-нибудь, лет через тридцать, во время следующих восстановительных работ.
Источник




Tags: искусство, москва, скандал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su октябрь 18, 16:50 16
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment