Варяг 1

Крещение Руси норвежским конунгом Олавом

Отрывки из «Саги об Олаве Трюггвасоне» - единственного западноевропейского источника свидетельствующего о крещении Руси в конце 10 века во время правления кагана Владимира Святославича.

Норвежский конунг Олав Трюггвасон (ок. 963—1000), проживая несколько лет на Руси при дворе Владимира, озаботился спасением души русского кагана и его жены. По тексту саги конунг Олав крестит не только семью кагана, но и "весь народ". Что весьма важно, ибо о крещении Руси в конце 10 века упоминает еще только сирийский историк Яхья Антиохийский и очень вскользь армянский хронист Асохик (у него только некие "русы приняли Христа").

Видение конунга Олава. «Сага об Олаве Трюггвасоне»
«...увидел он страшные места, полные огня и мучений, и при этом услышал он жалобный плач и разного рода страшные вещи. И там казалось ему, что он узнаёт многих людей, которые верили в деревянных идолов, как друзей, так и правителей. И то различил он, что это мучение ждет конунга Вальдамара и княгиню. На него это так сильно подействовало, что, когда он проснулся, был он весь в слезах, и проснулся он с большим страхом».

Олав Трюггвасон в Норвегии. Картина Петера Николая Арбо


Крещение Руси. «Сага об Олаве Трюггвасоне»
«...и приплыл он в Гиркланд (Грецию). И встретил там славных проповедников и хорошо верующих, которые открыли ему имя господа Иисуса Христа. Обучился он теперь той вере, которая была ему ранее возвещена во сне. Затем он встретил одного превосходного епископа и просил его дать ему святое крещение, которого он давно вожделел и которое позволило бы ему присоединиться к христианам, и было затем ему дано prima signatio. И затем просил он епископа отправиться с ним на Русию и провозгласить там имя Божие языческим народам.

Епископ дал обещание, что приедет, если он поедет сам, поскольку тогда сам конунг будет меньше противиться и другие знатные хёвдинги, но будет оказывать ему помощь, чтобы успех был достигнут и божье христианство стало сильнее. Затем уехал Олав прочь и назад на Русию, и был он теперь, как и раньше, очень хорошо принят. Находится он теперь там некоторое время. Он часто говорит конунгу и княгине, чтобы они поступили в соответствии с тем, что им подобает. И много прекраснее вера, когда веруешь в истинного бога и творца своего, который сделал небо и землю, и все, что им сопутствует. Он говорит также, как мало приличествует тем людям, которые являются могущественными, заблуждаться в таком великом мраке, чтобы верить в тех богов, которые не могут оказать никакой помощи, и отдавать этому все время и силы. «Можете Вы также понять, благодаря Вашей мудрости, что истинно то, что мы провозглашаем. И я никогда не перестану проповедовать Вам истинную веру и слово Божие, чтобы Вы могли дать плоды для истинного Бога».

И хотя конунг долго сопротивлялся и говорил против того, чтобы оставить свою веру и тех идолов, но все же понял он благодаря Божьей милости, что многое отличало ту веру, которая была у него, от той, которую проповедовал Олав. Также ему часто прекрасно напоминали, что все то было языческим заблуждением и суеверием, с чем они прежде имели дело, а христиане веруют лучше и прекраснее. И благодаря благотворным речам княгини, которые она произносила по этому поводу при помощи милости Божьей, согласился тогда конунг и все его мужи принять святое крещение и правую веру, и был там крещен весь народ. И когда это было сделано, то собрался Олав в путь прочь оттуда, и пошла тогда великая слава об Олаве, где бы он ни появлялся, и не только в Гардавельди (на Руси), но и во всей северной части мира».

Конунг Олав в языческом храме. Иллюстрация Хальфдана Эгедиуса

Источник

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su февраль 18, 14:57 8
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…

Он же святитель норвегов. И последний по времени святой перед Схизмой.

В принципе, ничего сильно противоречащего русской летописной истории нет. У Владимира в дружине действительно были скандинавы, они оказывали определенное влияние на князя и его решения.