varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Киевский патриархат назвал идею создания Константинопольского экзархата провокацией Москвы


В УПЦ КП недовольны идеей восстановления митрополии Константинопольского Патриархата в Украине. Это один из сценариев предоставления автокефалии украинскому православию. Несмотря на то, что процесс предоставления Томоса, то есть автокефалии, постоянно откладывается, в Киевском Патриархате категорически против создания митрополии Вселенского патриархата в Украине. Причина – личное сопротивление патриарха Филарета, который понимает, что в новой структуре для него места не найдется.

Что думают об этом в Киевском патриархате

В частности, идею раскритиковал и назвал «московской провокацией» глава пресс-службы Киевского Патриархата архиепископ Евстратий (Зоря) на своей странице в ФБ. "В МП хорошо понимают, какое возмущение в Украине вызовет решение вместо единой и автокефальной (независимой) Церкви – создать четвертую юрисдикцию, зависимую от Фанара (резиденции Вселенского патриарха в Стамбуле, – Ред.), – объясняет отец Евстратий суть "московской провокации". – Именно такие последствия (возмущение, усиление противостояния, еще большая фрагментация Церкви в Украине, превращения Константинополя из авторитетного арбитра в сторону противоборства) – наиболее желательны для МП. И главное – МП достигает своей тактической цели: максимально отстрочить решение украинского вопроса. Повторюсь: за 5 месяцев (от апреля до сегодня) процессу церковно-государственных переговоров ни одного раза даже сама возможность сценария "промежуточной митрополии" не обсуждалась – ведь все стороны признают нереалистичность идеи, которая будет не решением проблемы, а ее усложнением".



Примерно в том же ключе высказываются и религиоведы, близкие к УПЦ КП. “Такие идеи могли быть в 2000 году, или в 2006-м, с натяжкой - в 2009 году, когда “прочь от Москвы любой ценой” было ценным. Но теперь надо конституализировать автокефальную, а не автономную церковь, которую утопит пропаганда”, - заявляет доктор философских наук Юрий Черноморец.

В чем суть идеи "промежуточной церкви"

Украинские политики и представители духовенства в свое время обратились к Фанару с просьбой предоставить томос (или просто решение) об автокефалии Украинской единой поместной православной церкви, ЕППЦ. Политический план заключался в том, что де-факто автокефалия будет предоставлена Украинской православной церкви Киевского патриархата, и она же станет основой новой ЕППЦ. В эту структуру будут в добровольно-принудительном порядке согнаны священники из УАПЦ и УПЦ – церкви Московского патриархата, которую представители украинского политикума и власти продолжают обвинять в зависимости от России. По другой версии, они просто не могут влиять на эту религиозную структуру и поэтому считают ее неудобной.

Но так просто Константинопольский патриархат не может предоставить автокефалию УПЦ КП, пусть даже президент Украины Петр Порошенко лично просил Константинопольского патриарха об этом. Причина в том, что УПЦ КП – неканоническая церковь, то есть, ее таинства (крещение, причастие и т.д.) не признаются ни одной из 14 Православных Поместных церквей мира. В силу этого духовенство УПЦ КП не может служить в таких святых для каждого верующего местах, как Иерусалим и Афон, а верующие этой конфессии не допускаются к таинствам Православных церквей. Более того, сам факт возникновения УПЦ КП в 1992 году привел к расколу в украинском православии, а инициатором раскола стал нынешний патриарх Киевский Филарет.

Поэтому Константинополь предлагает такой вот "промежуточный вариант": создается Киевская митрополия Вселенского патриархата. В нее, по идее, должны мигрировать все приходы УПЦ КП и других православных церквей, которые этого захотят. Это в теории могут быть и малая часть приходов Московского патриархата. Малая, но не вся. Поэтому через новую структуру практически наверняка преодолеть существующий раскол однозначно не удастся. Глава новой структуры – не патриарх, конечно, но митрополит, станет членом Синода Вселенской церкви. Через какое-то время Константинопольский патриарх предоставит этой церкви автокефалию. Однако это может произойти как через 5, так и 500 лет. После создания экзархата никто не сможет надавить на Фанар с тем, чтобы он как-то ускорил данный процесс.

Чем недоволен патриарх Филарет

Как стало известно "Вестям", в 2008 году Вселенский патриархат уже предлагал клирикам УПЦ КП и УАПЦ автономию в составе Константинопольского патриархата. Об этом нам стало известно от источника в УАПЦ.огда президент Виктор Ющенко тоже горел идеей Поместной церкви. Он инициировал визит Вселенского патриарха Варфоломея в Киев – и когда Варфоломей приехал, то предложил немедленно создать Киевскую митрополию. Все документы для этого были готовы – и было предварительное решение подписать их на месте, во время визита. Требовалось лишь согласие присутствующих – и оно было получено от всех, кроме патриарха Филарета. Тот заявил, что ни при каких обстоятельствах не откажется от своего, хоть и не признанного мировым православием, патриаршества. Президент Ющенко тогда был вне себя от ярости, поскольку хотел войти в историю в качестве исторической фигуры, создателя национальной церкви, а не политического недоразумения, каким в итоге и запомнился ", – говорит наш источник.

Фактически слова источника подтверждает и предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий в свое время обратившийся с открытым письмом к патриарху Филарету: "Простите, но мне вспоминаются события того дня, когда Святейший Патриарх Варфоломей покидал Украину. Тогда, в Секретариате, Вы выглядели как человек, потерявший почву под ногами: бледное, усталое лицо, смущенный, растерянный взгляд, потоки пота стекали со лба, согнутая жизнью фигура ... Вспоминаются мне и Ваши слова: "А где гарантии, что меня выберут Предстоятелем?" – писал Мефодий. – К Вам подошел человек, которого знают и уважают во всей Украине, человек, имя которого связано с возрождением украинской государственности: "Ваше Святейшество! Вы хотя бы раз подумали о государстве, о молодом священстве, которое не признается нигде в мире, – что с ними будет после Вас?" Не имея что сказать в ответ, Вы только повторяли: "Я – патриарх ... Владыка Варфоломей должен был со мной встретиться ..." И услышали в ответ горькую правду: "Какой Вы патриарх? Кто Вас признает? Президент хочет Вам помочь, хочет, чтобы вы были признаны миром, а Вы не даете этого сделать!" Можно было бы рассказать и о других обстоятельствах того дня, однако мы не считаем целесообразным это делать публично. Суть не в этих подробностях, а в том, что в то время Вы, Владыко, к сожалению, обнаружили слабость духа и не нашли в себе мужества отказаться от должности и властных полномочий, нанося этим предательский удар и по Президенту, и по всем патриотическим силам страны".

С учетом всего сказанного можно заключить, что Киевский патриарх не примет подобное предложение и во второй раз. Он настаивает, что Фанар должен фактически признать его церковь канонической. Но с этим проблемы. В околоцерковных кругах говорят, что сопротивление патриарха связано не только с возможной временной потерей статуса. Константинопольский патриархат не рассматривает Филарета в качестве предстоятеля будущей Поместной церкви – для них киевский патриарх является ключевой фигурой украинского раскола. Сам предстоятель УПЦ КП об этом осведомлен. Более того, он знает, что и украинские политики его без колебаний готовы "слить", особенно, если это будет одной из немногих жертв ради Поместной церкви.

“Он элемент старого, болезненного раскола, и этим осложняет процесс получения томоса. Для Банковой патриарх УПЦ КП тоже довольно конфликтная фигура, тем более, что политически он ближе к Тимошенко, а не к действующему президенту. На место возможного предстоятеля будущей единой украинской церкви нужны более лояльные люди, может быть даже из среды епископов УПЦ”, - считает политолог Руслан Бортник.

Киевскому патриарху уже 89 лет – он долгожитель не только в политическом, но и в прямом смысле. За свою долгую жизнь он успел побывать митрополитом Киевским и Галицким РПЦ, экзархом Украины и чуть было не стал Патриархом всея Руси. После 91 года он не без особых проблем развивал проект УПЦ КП – за это время сменилось 5 президентов, а авторитет главы УПЦ КП только рос. Резонно, что украинские политики, раз уж они решили играть в церковные игры, воспринимают патриарха своего рода конкурентом.

Политолог Павел Рудяков считает, реакция Евстратия на проект киевской митрополии говорит о серьезной озабоченности Киевского Патриархата в отношении возможных сценариев объединения, которые рассматривает Фанар. "После этого заявления Евстратия Зори можно смело прогнозировать один момент. Киевский патриархат не признает Томос от Фанара, если там будет идти речь о создании в Украине подконтрольной Константинополю митрополии. А раз так, то это будет означать только ужесточение борьбы между разными православными конфессиями в Украине за соответствующие сферы влияния”, – считает эксперт.

Tags: православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 28
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment