varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

Хроники Томоса-8. О переходах и "переходах"

За неделю из репортажей региональных газет много выяснилось про "переходы" общин УПЦ в ПЦУ. Список "перешедших" за выходные перевалил за 80. Однако о процессе "перехода" теперь невозможно писать без кавычек. Реально среди "перешедших" общин и храмов можно выделить минимум пять типов поведения:
- переход всей общины и священника (вероятно, такие чистые случае есть, но ни в одном прочитанном мною репортаже не описываются, однако можно предположить что община о. Олега Скнаря в Киеве при военном госпитале такова была);
- переход настоятеля храма и значительной (большей) части общины, при том, что часть общины и возможно другой или другие священники (если храм многоклирный) остаются в УПЦ, то есть де-факто, теряя храм сохраняют общину (пример, собор в Коломыя, где настоятель и трое священников перешли, один и часть общины – нет; собор в Киеве на Теремках (Драбинко), где половина священников и часть прихожан остались в УПЦ и т.п.);
- община или её большая часть самостоятельно принимает решение о переходе, священник против и остаётся в УПЦ (это значит, что он может опять же создать и зарегистрировать новую общину в том же населенном пункте);
- священник принимает решение перейти, община в большинстве своём его не поддерживает (вопрос с правом собственности на храм начинает решаться с помошью местной администрации);
- и, наконец, и священник и община не хотят переходить, однако местная администрация организует собрание местных граждан в том числе с участием "гостей" и голосованием переводит приход и храм в ПЦУ (например, в селе Оленовка Борзнянского района Черниговской областиб 16 января).
Эти модели (кроме первой) в имеющемся массиве свидетельств представлены достаточно равномерно, однако последняя практика активно стала распространяться в последнюю неделю, когда президент Украины отправился в "Томос тур" по городам страны. Демонстрирует полученный Томос, устраивает службы с участием главоы ПЦУ Епифанием и агитирует за переход.
Если опереться на список из 82 приходов "перешедших" в ПЦУ на утро 17.01.2019, то эта тенденция очевидна. 18 общин "перешли" "без настоятеля", что скорее всего, судя по репортажам, означает последний - "захватнический" вариант, нарушающий права и прихода и прихожан. Из них треть "перешли" без настоятеля в течение двух дней - 14-15 января. Это большая часть из тех 11 общин, что "перешли" в эти два дня.
При этом, естественно ситуация начала перетекать в привычные Украине насильственные формы религозных конфликтов, когда рейдерство и оборона от него становятся повседневностью, как это было в 1990-е годы: "В селі Бронниця Камінь-Каширського району Волинської області у вівторок, 15 січня, невідомі особи під керівництвом священнослужителя Української православної церкви Московського патріархату (УПЦ МП) заблокували в сільській раді голову та секретаря з вимогою надати їм списки людей, які проголосували за те, аби їхня церква перейшла в Православну церкву України. Разом з тим у поліції заявили, що під час інциденту керівників сільради у кабінеті не блокували, але факт присутності священика УПЦ МП і його прихильників у сільраді підтвердили."
(для тех, кто не читает по украински. В одном из сел священник с прихожанами заблокировали главу и секретаря сельсовета вместе со списками людей проголосовавших за перевод общины в ПЦУ. Это была версия председателя сельсовета. Приехала полиция и заявила, что никто никого не блокировал, а просто прихожане и священник пришли поговорить).
Понятно, что принудительный перевод начался тогда, когда стало ясно, что «лавинообразного» добровольного перехода не получается. И что та, небольшая страта «проавтокефальных» священников готовых к немедленному переходу в ПЦУ быстро это сделали и новых желающих немного.
Чем всё это закончится - довольно очевидно. Там, где храмы удасться «перевести» в ПЦУ, проигравшие будут основывать свой собственный приход, в том числе в пустующих по селам домам (такие свидетельства уже есть). То есть, когда лет через пять всё успокоиться, число общин УПЦ в итоге, скорее всего, не уменьшится. Да и люди в них будут всё те же - то незначительное меньшинство, которое верует в Антихриста и Матрону, а заодно ходит на службы, драит полы и следит за отоплением и запорами. Ну, а как будут выживать исторические храмы в составе ПЦУ – переведенные против воли реальной общины, появятся ли в них новые прихожане, будем посмотреть.

Алексей Мунипов А что происходит с общиной и священником, потерявшими храм, в городах, куда они денутся? Будут спортзалы арендовывать?

  • Николай Митрохин А примечательно, что в городах такого нет (чтобы целая община со священником была захвачена). Это исключительно сельские инициативы в бесправовом пространстве. Но арендовать да, пока возможно. Переход в действующий храм. Занятие нежилых помещений. Покупка и установка сруба и т.п. Всякие варианты были на Западной Украине в 1990-е.

Tags: православие, репрессии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su февраль 18, 2019 14:57 17
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments