varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

Антиукраинский законопроект о защите украинского языка

На днях я публиковала статью, на украинском языке, о том, почему считаю так называемый «языковой» законопроект антиукраинским. Вынуждена еще раз вернуться к этой теме и коротко написать по-русски (в том числе и для инотранных читателей моей страницы).
И я почти уверена, что этот законопроект протолкнут, невзирая на нарушение моих прав и прав миллионов русскоговорящих украинцев.

Нынешняя неделя в Верховной Раде – пленарная. Начнется он с того, что депутаты рассмотрят поправки к принятому в первом чтении т. н. «языковому» законопроекту №5670-д. Причем спикер Парубий пригрозил, что другие вопросы парламент в этот день обсуждать не будет. Если все поправки не вынесут на голосование до закрытия, то «языковые баталии» продолжатся в последующие дни.
У Верховной Рады до 31 марта будет лишь две пленарные недели для рассмотрения важных для страны законов. Ведь после 31-го им будет не до того. И поскольку с ничтожно малого, оставшегося на работу времени, едва не неделю планируется посвятить законопроекту о государственном языке, то, вероятно, его авторы и те, кто их поддерживает, считают проблему крайне важной именно сегодня.
Накануне президентских выборов.
Если кратко, то содержание законопроекта сводится к утверждению доминирующей роли украинского языка во всех сферах общественной жизни – от торговли и спорта, до СМИ и науки – с одновременным вытеснением из них всех прочих языков. Прямо не говорится, но, очевидно, что главной мишенью инициаторов принятия №5670-д является язык русский.
Законопроект в нынешнем виде нарушает несколько статей Конституции Украины. Например, ст. 10 («В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины»), ст. 24 («Не может быть привилегий или ограничений... по языковым или другим признакам»), ст. 34 («Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему выбору»), ст. 53 («Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества»).
В случае его принятия, о «свободном развитии», «праве на распространение информации», «праве на обучение на родном языке» можно забыть. А вот ограничений по языковым признакам – великое множество.
Аж до – в прямом смысле этого слова – трагикомичных. «Театральное представление на иностранном языке в государственном или коммунальном театре сопровождается субтитрами на государственном языке».
Как это себе депутаты представляют? В виде экрана в углу сцены, или суфлёров с плакатами?
На что я хотела бы обратить внимание. Закон, в случае принятия в нынешнем виде, явно антиконституционный, и его, если ситуация в стране вернется в цивилизованное правовое поле, конечно же, отменят.
Мотивация экстренного рассмотрения перед выборами вписывается в общую логику поведения нынешней власти, которая, за неимением конструктивных месседжей, рассказывает населению о «вере и языке». Нужно мобилизовать свой электорат, а скептически настроенные по отношению к власти избиратели не успеют почувствовать прописанные в законопроекте ограничения.
А вот дальше будет «интересно». В №5670-р, кроме ряда строгих запретов, подробно расписана и модель репрессивно-надзорного аппарата, который будет наблюдать за выполнением данных предписаний. И наказывать несогласных.
Это:
1) Национальная комиссия по стандартам государственного языка, которая будет устанавливать, какое слово, написание, произношение или ударение является «истинным», а какое – «ложным». Она будет утверждать все методички, по которым граждан Украины заставят осваивать государственный язык в «каноническом» формате. За это девяти чиновникам будут выплачивать зарплату на уровне заместителя министра. «Плюс» секретариат, штатную численность которого определит сама Комиссия.
2) Центр украинского языка (состав не конкретизируется).
3) Терминологический центр украинского языка (состав не конкретизируется).
4) Уполномоченный по защите государственного языка с окладом министра и секретариатом.
5) Самое главное – принятый в первом чтении законопроект №5670-д предусматривал, что Уполномоченному будут подчиняться 27 языковых инспекторов, с правом искоренения на местах любого инакомыслия. СМИ как-то неуверенно сообщили, что эта «спорная норма» изъята, а спикер под стенограмму пообещал, что в окончательном тексте закона ее не будет. Парубию, теоретически, можно было бы и поверить, но на данный момент, размещенный на официальном сайте ВР законопроект, за пять месяцев после принятия в первом чтении, никаких изменений не претерпел. Инспекторы из него никуда не делись.

Впрочем, зловещих языковых «надзирателей» могут и убрать. Есть такой манипулятивный прием – предложить абсолютно неприемлемый вариант, который, впоследствии, немножко смягчить, чтобы жертвы на него согласились: «пусть плохо, абы не хуже».
Однако все вышеперечисленные структуры в тексте документа остались. Это означает, что несколько новых подразделений высокооплачиваемых чиновников будут следить за вопросами, по сути, филологического характера. И получат полномочия наказывать тех, чье мнение по этому поводу отличается от ими же установленных норм.
Языковые функционеры просто обязаны активно функционировать, поскольку собственное существование и зарплаты нужно как-то оправдывать.
Единственный способ такого обоснования – поиск (и обнаружение!) «нарушителей».
Теперь главное. Под категорию этих «нарушителей» попадает ¾ граждан Украины. Это и жители традиционно русскоязычных регионов, где от продавщиц в магазинах будут требовать, чтобы они обращались к посетителям исключительно на государственном языке (а так прописано в законопроекте).
Это и большинство жителей украиноязычных регионов, повседневная речь которых кардинально отличается от лексикона дикторов СТБ и «Громадського». И почему они должны говорить так же, как Ульяна Супрун, хотя спокон веков говорили по-другому?
Представим себе ситуацию, когда языковой инспектор будет приезжать на заседания сельского совета и, послушав выступающих, выписывать штраф за «неправильный» украинский. А ведь так и будет.
Кстати, система штрафов и наказаний в законопроекте прописана очень тщательно.
И именно из этого становится понятно, что настоящей целью инициаторов «языкового закона» является не утверждение украинского языка и его популяризация в обществе, а продолжение курса на раскол внутри страны. Чтобы очень небольшая прослойка «свидомых» чувствовала себя людьми первого сорта. Большинство населения, свободно владеющего и украинским, и русским языками, но вынужденного доказывать это через унизительные процедуры получения «языковых сертификатов» – второго. А остальные – третьего. Не-граждан, как в странах Балтии, в Украине формально не будет, но они появятся фактически.
Если же депутаты намерены направить Украину путем бывших прибалтийских республик СССР, где языковой вопрос поставили в центр внутренней политики, то они должны быть готовы и к аналогичным последствиям. Когда трудовая миграция умножилась на выезд из страны не-граждан. И наступила демографическая катастрофа.
Я считаю, что такие последствия провластные депутаты сознательно и цинично просчитали. Но на принятие законопроекта №5670-д пойдут. Потому что в нынешней ВР большинство составляют те, кто настроен на углубление конфронтации в обществе, проводит политику окончательного отталкивания Донбасса и Крыма, жителей которых в сфере идеологии теперь начнут пугать не только факельными шествиями, переименованиями улиц и захватами храмов, но и языковыми инспекторами.
Зачем новый виток раздора? А затем, что в «управляемом хаосе» лучше проворачиваются коррупционные схемы.
Интересно – каким образом депутаты будут наказывать самих себя, ведь даже в нынешнем составе парламента большинство являются русскоязычными в быту? Перлы Ирины Луценко вспомните. Как и «слобожанский язык» одного из министров. «Гражданских отсечь» и т. д.
Диктат никогда не приводит к успеху в долгосрочной перспективе. Вместо постепенного расширения сферы украинского языка в быту, массовой культуре, в Интернет-пространстве, контролировать который горстка инспекторов не в силах, мы увидим молчаливое сопротивление этой политике. И отторжения. Прежде всего, в среде молодежи, которая четко отличает официоз, навязываемый вопреки воле, и то, что действительно ее интересует.
И это точно не будет способствовать единению страны и восстановлению в ней мира.
Верю, что безумная языковая политика завершится после президентских и парламентских выборов.



Tags: выборы, манипулятивные технологии, национализм, права человека, репрессии, украинофобия нацюков, язык
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 14:57 10
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments