varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Categories:

Анафема Мазепе

Анафема - 2

Вопрос об анафеме Мазепы очень волновал президента Виктора Ющенко, успевшего переименовать улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра в улицу Ивана Мазепы (отныне все, кто захочет написать письмо в монастырь или официальные учреждения УПЦ, находящиеся на территории монастыря, должен собственноручно начертать имя анафематствованного преступника). Теперь задача президента была любыми средствами заставить Церковь снять анафему.
С этой целью он инициировал решение этого вопроса перед синодом Украинской Церкви, который 14 ноября 2007 года поручил Богословской комиссии УПЦ изучить каноническое и историческое обоснование отлучения Мазепы от Церкви. Но, по всей видимости, в Киеве официально ничего не было сделано, однако какие-то факты деятельности комиссии в украинскую печать просочились. В частности, факт обращения митрополита Киевского Антония Храповицкого к Святейшему Патриарху Тихону в 1918 году с просьбой снять анафему с Ивана Мазепы, и якобы Патриарх ее снял.
Тогда 22 февраля 2008 г. президент В. Ющенко во время переговоров с Патриархом Алексием II в Москве напрямую спросил, снята ли анафема с гетмана Мазепы.
«Украинский президент получил ответ, полностью основанный на изученных архивных данных. В 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной российской церкви», – прокомментировал секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов.
Совещание, по его словам, пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных». В то же время епископы постановили, что, если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского церковного собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия.
«Из последующих документов видно, что такого обращения не последовало. Соответственно, не было и нового рассмотрения вопроса. Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем», – заявил представитель Московского патриархата.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23021

Казалось бы, дело исчерпано, но не для президента В. Ющенко. В 2009 году он учреждает новый украинский орден – Крест Ивана Мазепы, о котором я писал в предыдущем посте. Сразу же после этого председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архимандрит Кирилл Говорун дает несколько интервью, в которых, ссылаясь на историю с телеграммой митрополита Киевского Антония Храповицкого, объясняет, что анафема Ивану Мазепе наложена не по церковным, а по политическим мотивам (по приказу императора Петра I), кроме того, без соборного решения Православной Церкви. В этих же интервью отец Кирилл связал политический характер анафемы с современным явлением «политического православия», которое было осуждено Собором епископов Украинской Православной Церкви (21 декабря 2007 года).
http://www.bogoslov.ru/text/403491.html;
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1929/;
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=30066;
http://www.religion.in.ua/…/263-arximandrit-kirill-govorun-…
Однако уже факт этих интервью о Мазепе в контексте бурной деятельности президента Виктора Ющенко по реабилитации этого «героя» Украины как раз и выглядел, если не «политическим православием», то уж точно «политическим заказом».
Обнародованные документы от Wikileaks об УПЦ и роли архимандрита Кирилла Говоруна в политической жизни Украины в 2009 году только подтверждают наши догадки. Оказывается, он не чурался быть информатором посла США на Украине Уильяма Тейлора. Как расценить, например, такое донесение посла в Вашингтон: «Недавние события, похоже, подтверждают уверения Говоруна в том, что УПЦ-МП готова выражать свою точку зрения, не очень хорошо принимаемую в Москве. Например, в ноябре УПЦ МП выступила с заявлением о Голодоморе как геноциде».http://maxpark.com/community/2891/content/1306348

Но вернемся к вопросу об анафеме Ивану Мазепе. Ее не признают ни Украинская греко-католическая церковь, ни Украинская православная церковь Киевского патриархата, ни Украинская автокефальная православная церковь.
О предательстве Ивана Мазепы написано тысячи исследований. Собрано огромное количество документов и фактов, однако отечественные и зарубежные историки разнятся только в их интерпретации.
Например, историк Андрей Зубов, в прошлом преподаватель Московской Духовной академии, оправдывает предательство Мазепы: «Эта измена была для Украины попыткой сохранить тот уровень идентичности, который, как он считал, при политике Петра будет утрачен».
http://polit.ru/article/2009/09/17/history/

Особенно «уровень идентичности» был на высоте, когда Иван Мазепа был пажом польского короля Иоанна Казимира, которого предал, убежав от своего суверена.
Или когда в 1674 г. стал главным советником у Петра Дорошенко, гетмана Правобережной Украины под протекторатом турков, а затем Польши. Попав в плен к «московитам», предал Дорошенко.
Или когда на службе у Ивана Самойловича — гетмана Левобережной Украины — стал поверенным в переговорах и с царем Федором Алексеевичем, и с крымским ханом, и с поляками. Однако в 1687 г. предал Самойловича, отправив на него донос князю Василию Голицыну в том, что гетман хотел образовать из Малороссии отдельное государство. За что вся семья Самойловича была арестована и выслана.
На князя Василия Голицына он тоже писал доносы – сначала царевичам Ивану и Петру, потом царю Петру I. В промежутке между этими доносами Иван Мазепа дал взятку в 10 тысяч червонцев тому же князю Голицыну за поддержку в назначении его гетманом обеих частей Украины.
Или когда первые капиталы Ивана Мазепы были сделаны на запрещённой в России спекуляции алкоголем.
Или когда он обложил барщиной вольных запорожских казаков, закрепостив в свою собственность по разным источникам от 100 до 500 тысяч человек и отобрав у них землю, став тем самым одним из богатейших олигархов того времени – более богатым, чем «взяточник и казнокрад» фельдмаршал Александр Меншиков.
Или когда он окружил себя наемными поляками, составив из них в качестве своей гвардии особые «компанейские сердюцкие полки» для подавление недовольства казаков.
Или когда в 1704 г. он обольстил свою крестницу 16-летнюю Матрену Кочубей. Мазепа сватался, но получил от отца девушки, стольника Василия Кочубея, отказ: по христианским законам такой брак приравнивался к инцесту. Родители пожаловались царю, но расследование под нажимом Мазепы не нашло доказательств вины гетмана. 75-летний В.Л. Кочубей после пыток был обезглавлен, жена и дети, в том числе Матрена, были сосланы в ссылку и освобождены после смерти Мазепы.
Или когда в 1705 г. Мазепа писал: «Никогда не отторгнусь от службы премилостивейшего моего государя». Но через несколько месяцев изменил своему слову, начав переговоры с шведским королем Карлом XII о помощи ему в войне с Россией.
Или когда в военных операциях шведов, несмотря на обещание Мазепы, его не поддержали казаки, поскольку гетман не пользовался у них никаким авторитетом.
Или когда он договорился с польским королем Станиславом Лещинским о протекторате Польши над Малороссией за воеводство на Витебских и Полоцких землях Белой Руси.
Или когда полковником шведских войск Иваном Мазепой была выкрадена гетмановская казна, принадлежащая всей Малороссии.
И наконец, когда Мазепа еще до Полтавской битвы тайно писал Петру I о своей готовности предать Карла XII взамен на прощение.

Ивана Мазепу иногда представляют борцом за независимость Украины, но это было не так. Во всех его действиях четко проглядывается личная корысть, а не забота об Украине, которую он за свою долгую жизнь не раз предлагал и шведам, и татарам, и туркам, и полякам. И какое здесь, по Андрею Зубову, «сохранение уровня идентичности»?

Известно, что Мазепа одолжил Карлу XII 240 000 талеров (по тем временам сумма немалая). Деньги хотел вернуть племянник гетмана Войнаровский, в 1716 г. приехавший в Гамбург за долгом. Войнаровский — личность интересная. В 1705 г. состоял на службе у Петра, в 1707 г. чудом избежал ареста за измену. Из Бендер Мазепа посылал Войнаровского на переговоры к крымскому хану и турецкому султану, поднимая их против Петра. За особые заслуги Войнаровский получил чин коронного воеводы Царства Польского, а Карл XII пожаловал ему звание полковника шведских войск. Вывезенные Мазепой из Украины богатства позволили Войнаровскому безбедно жить в Европе. Только арест в Гамбурге и выдача России остановили это роскошное бытие, обеспеченное наследием Мазепы, у которого своих детей не было.

Tags: мазепа, православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 17
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments