varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

Антиохийская и Иерусалимская Церкви договорились о восстановлении евхаристического общения.

Архиепископ Хризостом II, патриарх Иоанн Х, патриарх Феодор II, патриарх Феофил III

Финишная прямая президентских выборов в Украине несколько заслонила одно важное событие, имеющее прямое отношение к серьезнейшему вопросу общественно-политической жизни Украины.

Просто произошло оно на Кипре. 19 апреля там состоялось совещание предстоятелей четырех православных церквей: Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской. Напомним, что первые три из этих церквей занимают соответственно 2-е—4-е места в диптихе «первенства чести». Кипрская церковь — одна из древнейших, основанная в I веке н. э. и получившая автокефалию в V веке.

И внимание стоит обратить не только на заявления, касающиеся «украинского вопроса».

На основе основ

Февральское постановление синода Кипрской церкви уже становилось предметом бурного обсуждения в Украине (см. «Нет обсуждения — нет проблемы?», «2000» №10 (898) от 8—14.03.2019 г.). Тогда за поддержку Константинополя в «украинском вопросе» пытались выдать осуждение практики разрыва евхаристического общения — меры, примененной Русской церковью в знак протеста против действий КПЦ в Украине. Не обвиняя прямо РПЦ, Кипрская церковь одновременно подтвердила признание действительности анафем, наложенных на лидеров УПЦ КП и УАПЦ.

Тогда в Кипрской церкви отметили, что сомневаются «в возможности узаконивания «задним числом» тех хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными и преданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные». До того, в январе, предстоятелю Кипрской церкви Хризостому ІІ пришлось публично опровергать заявление украинского МИД о якобы состоявшемся признании ПЦУ.

Аккуратность заявлений Кипрской церкви поясняет блогер Александр Вознесенский со ссылкой на личное общение с одним из иерархов: в Никосии намерены проводить больше бесед в дискуссиях с представителями других церквей и максимально избегать заявлений для СМИ. «По большому счету это хорошая и правильная модель: без шума и пыли делать дело», — заключает блогер.

Остановиться же так подробно на позиции Кипрской церкви стоит не только потому, что Кипр оказался местом совещания предстоятелей. Ведь как и в феврале, резолюция нынешнего совещания стала предметом споров в Украине. А именно фраза «обсудили проблемы, которые возникли после дарования автокефалии Православной Церкви на Украине». Отношения к действиям Константинопольской церкви высказано не было (впрочем, как и к кому-либо еще) — что и позволило заявлять некоторым сторонникам ПЦУ о «де-факто признании».

Однако решать эти проблемы собравшиеся предлагают в духе «посреднической инициативы, с которой в свое время выступил Блаженнейший Архиепископ Кипра». А это, собственно, и есть то решение синода Кипрской церкви, которое мы рассматривали.

На этом рассмотрение вопроса можно и закончить. Притом что в коммюнике совещания предстоятелей есть ряд примечательных моментов — осуждение насильственного захвата храмов, напоминание о необходимости единства православной церкви во главе с Иисусом Христом (что близкие к УПЦ обозреватели рассматривают как прямой намек на неприятие притязаний Константинопольского патриархата на «особый» статус). Но и без сего главное понятно.

Нет обсуждения — нет решения

Красноречив и сам факт совещания предстоятелей. Как уже писалось в упоминавшейся статье «Нет обсуждения — нет проблемы?», ранее Константинопольский патриарх отказал Антиохийскому патриарху в просьбе о созыве Всеправославного совещания или же совещания предстоятелей всех церквей. Под тем предлогом, что на Всеправославный собор на Крите 2016 г. по итогу не приехали представители ряда церквей, включая Антиохийскую и Русскую, а значит, невозможно собрание и теперь.

Нынешнее совещание самим фактом своего проведения свидетельствует об обратном. И в этой связи стоит обратить внимания на прошедшие переговоры патриархов Антиохийского и Иерусалимского.

Прекращение евхаристического общения между Русской и Константинопольской церквями, к сожалению, не единственный подобный прецедент (что стоит помнить авторам заявлений «об ушедшей в раскол РПЦ»). В частности, с 2014 г. евхаристическое общение прекращено между Антиохийской и Иерусалимской церквями. Причина, казалось бы, была незначительной — вопрос духовной опеки над территорией Катара, где проживают всего несколько тысяч православных христиан.

С начала 2010-х годов власти Катара продемонстрировали готовность сотрудничества с православной общиной страны (в основном состоящей из иностранцев, длительное время работающих в Катаре). Духовными и организационными вопросами стал заниматься Иерусалимский патриархат — и некоторое время это не встречало противодействия со стороны патриархата Антиохийского. Следует помнить, что именно в эти годы в Сирии (а Антиохийская кафедра расположена в Дамаске) шла горячая фаза войны, различные группировки боевиков развернули полномасштабный террор против сирийских христиан — в общем, проблем хватало.

Однако попытка Иерусалимской церкви поставить в Катар своего епископа вызвала резкий отпор Антиохийской церкви: ведь она всегда считала Катар своей территорией. Своей территорией его считает и Иерусалимская церковь — и спор дошел до трактовки установлений и границ провинций времен Рима и Византии. В итоге Антиохийская церковь разорвала евхаристическое общение с Иерусалимской.

Пример спора за Катар с его немногочисленный общиной показывает, что дело в основополагающих приницпах. Принцип разграничения канонических территорий восходит ко временам апостолов, и был он установлен как раз для предотвращения конфликтов. Апостолы понимали, что при одновременной проповеди на одной территории достаточно скоро образуются противостоящие партии, каждая из которых будет ссылаться на авторитет одного из учеников Христа.

И вот по итогам совещания на Кипре было объявлено, что предстоятели Антиохийской и Иерусалимской церквей провели переговоры и наметили пути выхода из затяжного кризиса во взаимных отношениях. Пути вряд ли будут короткими. Но пример решения непонимания через переговоры важен и для всего мирового православия, и для Украины (и не только в религиозном вопросе).

Tags: православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 17
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments