varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

Новосибирск. Зарождение города. Красный проспект.

Вы даже не представляете - насколько же молод этот третий по численности населения город России, - пишет flackelf. - А многие даже и не знают этого, что не Казань, не Екатеринбург или Нижний, а именно столица Сибири и центр Сибирского ФО - третий по величине город страны. С первыми двумя у нас всегда была полная ясность. При послевоенном СССР третьим был Киев.
Если старый Томск это детище первого, еще допетровского освоения Сибири, то Нск (так принято сокращать название города), это продукт новейшего индустриального времени. Времени когда в Сибирь пришла железная дорога, навсегда изменив этот суровый край и сделав его в десятки раз доступнее для жителей западной части страны.
Так вот, в 1891 году наконец принимается решение о строительстве Транссиба. Строительство начинается сразу с запада, востока и в нескольких местах посередине. Одной из точек начала строительства в 1893 году, было предполагаемое место пересечения новой магистралью реки Обь. Место это выбрал инженер Гарин-Михайловский. Рядом находилось русская прибрежная деревня Большое Кривощеково, появившаяся еще в XVII веке.
В 1896 году железная дорога подошла к этому месту с запада от Омска, а через год новый железнодорожный мост появился над Обью, где на восточном берегу соединился с уже построенным участком в сторону Тайги и Красноярска. Население деревни вдруг резко вырастает в 4 раза, до 2000 человек.
К этому времени помимо деревни возникли также рабочие поселения строителей, прибывающих из соседних губерний. В 1894 году новый населенный пункт получает название - Александровский, который в следующем 1895 году был переименован в Ново-Николаевск. Все это происходило очень быстро и глухое место в Сибири на берегу Оби за каких-то 3-4 года вдруг становится очень оживленной точкой на месте пересечения дороги и крупной реки.
Но официальной датой рождения города считается 30 апреля (12 мая) 1893 года, когда прибыла самая первая партия рабочих для строительства дороги и моста.
Разумеется на Оби сразу же появляется пристань, ставшая позже речным портом, а население начинает расти невероятными темпами. Переселенцы едут сюда из Европы, что кажется невероятным по нынешним меркам.
Создаётся крупный врачебно-питательный переселенческий пункт Переселенческого управления, в котором оказывается помощь переселенцам, следующим в частности в Алтайский горный округ и Томский уезд. Появляются лечебные и учебные заведения.
В 1904 году во исполнение высочайшего повеления государя императора Николая II статус посёлка Ново-Николаевска сменяется на статус заштатного (безуездного) города Томской губернии. В 1909 году железнодорожная станция Обь переименовывается в Новониколаевск. А в 1912 году в Санкт-Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем. И точкой откуда собираются строить эту новую ветку (нынешняя железная дорога на Бердск и Барнаул) становится Ново-Николаевск. Это дает еще один мощный толчок к росту города на Оби. В 1915 году население составляло уже 75 тысяч, а в новом городе работало 7 банков.
Символом того времени стала часовня Святого Николая, которая в этом же году была торжественно открыта на Николаевском проспекте (ныне Красный проспект). Мы еще к ней вернемся.
В 1916 году Ново-Николаевск был выбран в качестве губернского города для вновь образуемой Алтайской губернии.
После революционных потрясений молодой город продолжил свое бурное развитие, став в 1926 году Новосибирском. Город получает прозвище «Сибирский Чикаго» — с лёгкой руки народного комиссара просвещения РСФСР, академика Анатолия Луначарского, который в конце 20-х побывал в Новосибирске.
Но более всего подхлестнули рост города советская индустриализация и Великая Отечественная война, с ее эвакуацией заводов и людей.
Появляются мощнейший авиационный завод, различные оборонные и другие предприятия, Академгородок в 50-е годы. И наконец в 1962 году Новосибирск становится городом миллионником. В том же году заговорили о строительстве метро.
Это неслыханные темпы, чтобы за 65 лет из прибрежного поселка строителей стать городом миллионником. Не знаю - есть ли в мировой истории подобные примеры. И при этом не забывайте о суровом климате западной Сибири, пусть даже и южной ее части.

1. Так выглядит из космоса город Новосибирск в наши дни. Хорошо видно Обское море возникшее в 1959 году и город Бердск на его берегу.



2. Символом зарождение города, помимо жд моста через Обь, является также Александро-Невский собор, построенный в 1899 году у самого железнодорожного полотна, при его выходе с моста и повороте к станции Новосибирск-Главный. Примерно с этого же места и начинается главный городской проспект - Красный (Николаевский), бывший вначале обычной лесной просекой.


3. Фото первых лет существования Ново-Николаевска. Александро-Невский собор на фоне нового жд моста через Обь.
Отсталой ли была страна, осуществлявшая такие гигантские строительные и модернизационные проекты, причем одновременно по всей необъятной империи от столицы Петербурга, европейской Варшавы и до самого Тихого океана?


4. В наши дни у собора установили памятник последнему русскому царю, как дань памяти человеку непосредственно причастному к появлению города.
Рядом с Государем стоит его сын Алексей.


5. Тот самый исторический жд мост через Обь, появившийся в 1897 году. Видны старые первоначальные исторические опоры, к которым слева пристроили более поздние.
Сейчас мост однопутный и используется преимущественно пассажирскими поездами и электричками. Основной же поток идет по Комсомольскому мосту, что несколько южнее.


6.


7. На Набережной, в парке "Городское начало" навечно установлена ферма от того, самого первого моста 1897 года,


8. Памятник императору Александру III, повелением и в царствование которого в России начали строить Транссибирскую железнодорожную магистраль.


9.


10.


11. Один из первых планов города. Уже виден центральный - Николаевский проспект. Железная дорога после прохождения моста, резко поворачивает на север вдоль реки и речного порта, проходит через нынешнюю станцию Новосибирск-Главный и затем делает резкий поворот на восток к станциям Болотная и Тайга.
Недалеко от жд моста, в Обь впадает река Каменка, которая течет в овраге, который хорошо заметный и сейчас.
Планировка города преимущественно прямоугольная. Все строилось по историческим меркам быстро и по плану.


12.


13. Набережная.


14. Дома в начале Красного проспекта. Тут смешались все архитектурные стили, но преобладает все же довоенный конструктивизм и застройка сталинскими домами.
Дореволюционных домов в городе не очень много, а деревянных как в Томске вообще почти нет.


15. Вот здание построенное еще когда город назвался Ново-Николаевск.


16. Во многих местах точечно стоят и совсем современные дома.


17. Здание Новосибирского краевого исполнительного комитета депутатов трудящихся. 1932 год.
Построено для администрации управления новым административным округом Сибири.


18. Новосибирский государственный художественный музей.


19. Бывшее Новониколаевское подворье на Красном проспекте.


20. Бывший дом купца Маштакова, построен в 1903 году.


21. Центральная аллея проспекта и памятник в честь прославленного летчика, трижды Героя Советского Союза, уроженца Новосибирска А. И. Покрышкина.


22. Дом в стиле конструктивизм. 1934 год.


23.


24. Здание 1931 года постройки.


25. И 1925 года.


26. Уже видна часовня Святого Николая восстановленная после 1991 года. Тоже одни из символов города.


27.


28. Здание Русско-Китайского банка" построено в начале 20 века.


29. Бизнес-центр "Бутон" на Красном проспекте.


30. Продолжение Красного проспекта. Слева стоит здание Краеведческого музея.


31.


32. Сталинский дом на пересечении с Октябрьской магистралью. 1953 год.


33. Еще один из важнейших символов Новосибирска - Театр оперы и балета. Самый большой в России, построен к лету 1941 года. Но открылся только четыре года спустя.
Во время Великой Отечественной войны в здании хранились экспонаты многих эвакуированных из европейской части СССР музеев.


34.


35. Задняя часть этого громадного здания.


36. Novosibirsk Marriott Hotel недалеко от здания театра.


37.


38. Сквер у Оперного театра.


39. "Дом Сибирских Краевых Союзов" построен в 1926 году. Одно из зданий на центральной площади Ленина.


40. Площадь Ленина.


41. "Здание Госбанк" построено в 1930 году.


42.


43. Еще одно очень узнаваемое здание и значительный памятник архитектуры. Торговый корпус который был построен по инициативе городских властей в 1911 году.
Сейчас в нем размещается Краеведческий музей.


44. Далее я шел улицами города в сторону вокзала Новосибирск-Главный.


45. Дома сталинской постройки.


46.


47. Конструктивизм.


48. Бывший кинотеатр "Победа" 1925 год.


49. Здание построено в 1903 году, первоначально здание предназначалось для размещения городского казначейства.


50.


51.


52.


53. Бывшее городское начальное училище. 1912 год. Театр кукол.


54. «Клуб советских торговых служащих», один из первых рабочих клубов Новосибирска. 1928 год.


55.


56. Государственный академический драматический театр «Красный факел». Здание первоначально спроектировано как купеческое. 1914 год.


57.


58. Дальше я потерялся и не могу определить где именно мы шли. Но в итоге вышли к Управлению Западно-Сибирской дороге на Вокзальной магистрали.


59.


60. Если не ошибаюсь - проспект Димитрова. Большая ширина улиц и проспектов - отличительная особенность Новосибирска. Город сразу же строили с размахом.


61. Domina Hotel Novosibirsk.


62.


63.


64. Вокзальная магистраль. Проложена в первой половине XX века.


65. Управление дороги. 1930 год.


66.


67. До Привокзальной площади осталось метров 300. О вокзале будет отдельный пост.
А о городе еще один - фотографий много.




Tags: история, россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 17
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment