Варяг

Как и почему погиб СССР

Как и почему погиб СССР
Похоже, приближение даты «Великой Августовской капиталистической революции» снова и снова влечёт к размышлениям о том, как же так и почему развалилась наша советская жизнь. Тем более, что она по мере отдаления покрывается всё более привлекательным романтически-ностальгическим флёром. Только вот время сейчас такое, что нужен взгляд трезвый и даже суровый, без романтизма.

СССР

Мы постоянно ищем причину в каких-то внешних обстоятельствах и силах. Теперь, кажется, твёрдо установили, кто виноват в гибели советской жизни: Вашингтонский обком (на языке советского агитпропа - «мировой империализм») и пятая колонна. Спору нет, Запад старательно трудился, расшатывая советскую государственность и её скрепы. То была идущая от века геополитическая распря Запада против Востока, и она ни на минуту не прекращалась и не прекращается. Впрочем, рассказывают, и само ЦРУ изумилось столь блистательному и скорому успеху. Расшатать – да, но так чтобы прямо-таки развалить …. Нет, такого не ожидали. Так что когда Бжезинский и Ко приписывают себе заслугу подрыва СССР, то это с их стороны мания величия. Как верно говорят американские торговцы, не следует путать бум на рынке со своей коммерческой гениальностью. Они подтолкнули к развалу то, что расшатали мы сами.

Кто расшатал? Ходовой ответ: пятая колонна. Разговоры о пятой колонне сегодня в тренде, это модно. И очень удобно: в наших неприятностях, прошлых и нынешних, всегда виноваты другие, не мы. ОНИ. А высоконравственные МЫ, неизменно пребывающие в добре и правде, - просто печальные жертвы. Не повезло НАМ с НИМИ. В этих рассуждениях – старая, заскорузлая обломовщина.

«МУРЛО МЕЩАНИНА»

Чтобы понять, что случилось тогда и продолжает происходить сегодня, надо признать неприятную вещь. Пятой колонной были МЫ ВСЕ. В разной степени, но были. Все. Во всяком случае, именно так было начиная с 70-х годов прошлого века. Перелом, предполагаю, произошёл, в 60-х, но его я не застала. Моя личная более-менее осознанная память относится к ранним семидесятым. Тогда пятая колонна уже была вполне сформирована.

Нет, я не о диссидентах, их роль ничтожна, о них не всякий в то время и слыхал – я обо всех нас, вполне лояльных советских людях. О тех, кто не имел ничего против социализма и советской власти, и даже особо и не размышлял об этом. Я о том, что уже в 70-е годы, в поколениях, рождённых с середины 50-х и дальше, вполне возобладали буржуазные ценности.

Буржуазность – это свойство духа, и выражается это свойство в том, что на первое место ставятся материальные блага, потребительские радости, удобства жизни, вообще посюсторонние ценности: «дочка, дачка, водь да гладь». Буржуазность – это не материальная и социальная характеристика. Это даже не образ мышления. Буржуазность – это особое чувство жизни. Буржуазен тот, кто придаёт самодовлеющее значение материальной стороне жизни, для кого жизнь исчерпывается её материальным аспектом. Предельный случай такого приземлённого жизнеощущения – это сведение ВСЕЙ жизни к имуществу и материальному комфорту, к потреблению. Буржуазность не связана ни с социальным, ни с имущественным положением человека. Буржуазен может быть пролетарий, и не буржуазен может быть предприниматель.

В этом смысле моё поколение уже было массово буржуазным. Цель и задача молодого человека моего поколения (я считаю своим поколение рождённое с середины 50-х до середины 60-х), так вот у этого поколения цель была – поудобнее устроиться. Руководящие отцы пристраивали своих сыновей в дипломаты и завкафедрами, а вовсе не в лётчики и ракетные конструкторы, чем были, к примеру, сыновья Сталина и Хрущёва.

Высокие материи, вернее, разговоры о них , существовали для лозунгов, а лозунги в свою очередь - всё для того же жизнеустройства. «Комсомольцы – беспокойные сердца» деловито ковали свои карьеры, недаром именно комсомольские руководители, самые бойкие, «витальные», по словцу Ницше, стали героями новой экономики. Их нравы описал в конце 80-х Юрий Поляков, и это было скорее подведение итогов, а тенденция крепла лет двадцать до того. Пристроиться, протыриться – вот чем жило наше поколение. И более старшее было затронуто тем же; таковы, например, герои «московских повестей» Юрия Трифонова: их лозунг – тёплое местечко, и это – правда, так оно и было.

Да, встречались люди, которым было просто интересно – заниматься наукой, искусством, спортом. Такие были, но тех, кто бы искренне верил в то, что писали в газетах и говорили по радио – таких уже почти не осталось. Во всяком случае, погоды они не делали. Советский агитпроп откликнулся на эти явления ритуальной борьбой с «вещизмом», но истинной опасности, по-моему, не осознал никто.

Казалось бы, что дурного в росте достатка, в желании людей понаряднее одеваться и вообще жить? Да ничего! Быт – это важная часть жизни и то, что у нас исчезали из продажи то мужские трусы, то детские колготки – это сущее безобразие. Людям необходимы маленькие потребительские радости.

«ДАЛЬШЕ – ТИШИНА»

Но тут произошла гигантская подмена. Маленькие бытовые радости разрослись и заполнили собою всё пространство жизни. Быт и жизнеустройство стало ВСЕЙ жизнью. Никакой другой идеи, кроме как вить гнёздышко и тащить в него побольше добра – не оказалось. Не нашлось такой идеи! Ни мировой революции, ни помощи братьям по классу – ничего. Старые идеи слиняли, новые – не появились. Пустота.

Собственно, и партийные идеологи по факту сдались, объявив главной целью партии рост благосостояния советского народа. Я хорошо это помню, потому что в те поры мне, тогда ещё студентке, случалось переводить на встречах с итальянскими коммунистами, приезжавшими в СССР по приглашению международного отдела ЦК КПСС, а также с разными профсоюзными активистами. На таких встречах говорили только правильное и официально утверждённое. Значит, именно такая была официальная доктрина.

Вероятно, так устроена человеческая психология: если нет высокой идеи – она замещается более низкой и при этом понятной и доступной каждому, как на месте вырубленного ельника вырастает березняк, а на месте культурной растительности - крапива. Идея личного обогащения – мысль простая для восприятия, и она всегда произрастает там, где нет больших идей и задач.

Вообще-то сама социалистическая доктрина располагает к такого рода эволюции. Она несёт в себе ген буржуазности, который не сразу виден. Социализм родился из мечты бедных и угнетённых о материальной обеспеченности: «Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка». Собственно, цель достичь минимальный уровень материальной обеспеченности для всех – важнейшая задача, и она далеко не выполнена современным человечеством. При разумной организации жизни она, вероятно, достижима на базе современных технологий. Но нельзя сводить дело к одному лишь благосостоянию.

Вероятно, буржуазность социалистической доктрины – это её неустранимое, имманентное свойство. Если взглянуть вглубь, то в сущности, исходно это учение о том, как пролетарии станут маленькими буржуа и это есть своего рода конец истории.

На буржуазность социалистической доктрины обращали внимание все серьёзные мыслители, посвятившие свои исследования и размышления этой теме. Об этом писали Туган-Барановский, Булгаков, Бердяев. Бердяев в известном эссе «Социализм как религия» называл социалистическое вероучение «пассивной реакцией на капитализм», а вовсе не новым словом религиозной истины. Вот эта неявно присутствующая в социалистической доктрине буржуазность нас, возможно, и подвела. Во всяком случае, она сыграла против нас.

«АХ, ФРАНЦИЯ, НЕТ В МИРЕ ЛУЧШЕ КРАЯ»

А дальше – случилось почти неизбежное. Дальше был сделан простейший логический переход: «Люди добрые! Раз главная цель и ценность лежит в области шмоток – вот он наш друг и учитель – Запад: там со шмотками очень хорошо. И нечего выдумывать – сделать, как у них, - и всё будет в порядке». Прибавьте сюда традиционное западничество русской интеллигенции – становится понятным, почему нам было не вырваться из цепких объятий Запада. И в этом, следует отметить, была своя логика, а не только «затмение разума», о котором двадцать лет твердит С.Г. Кара-Мурза.

Объявив благосостояние (понимаемое как рост потребления) целью развития, Советский Союз начал играть не по своим правилам и на чужом поле. Опередить западные потребительские стандарты Советский Союз не мог по множеству причин – исторических, психологических, геополитических, вплоть до климатических. У нас более низкая производительность труда, менее квалифицированные работники (так было всегда), мы слишком много ресурсов уделяли поддержанию статуса великой державы – словом, соревнование по потребительским стандартам, да ещё с самыми высокоразвитыми странами, для нас было и есть неразрешимая задача.

Было и ещё одно важнейшее обстоятельство, делающее соревнование двух систем заведомо проигрышным для СССР на поле потребления. Плановая, полностью огосударствленная экономика, какая была в СССР, не способна к производству тех милых пустяков, радующих сердце обывателя, которые отлично производит экономика рыночная. Плановой экономике легче создать космодром, чем сеть закусочных. Если целью считать космодром, то можно мириться с убожеством закусочных, но если целью являются хорошие закусочные – значит, надо плюнуть на космодром и устроить жизнь так, как она устроена там, где закусочные хороши и мир полон потребительских удовольствий.

Мало того. Обеспечить американское благосостояние для всего человечества – нельзя в принципе: ресурсов не хватит. Сегодня 25% населения потребляет 90% энергии. Чтобы всем дать столько, сколько потребляет западный обыватель – потребуется ещё несколько земных шариков. Все вакансии высокоразвитых капиталистических стран уже заняты, остались лишь задворки капитализма, где помещаются его сырьевые придатки. Туда-то мы и вошли, стремясь “вернуться в цивилизацию”.

«И ВОДРУЗИМ НАД ЗЕМЛЁЮ КРАСНОЕ ЗНАМЯ ТРУДА»

Что же делать? Волей-неволей нужно создавать альтернативную капитализму цивилизацию. Существенно более экономную в смысле ресурсов, заточенную преимущественно на духовные, а не потребительские ценности. Это должно быть общество, основанное на труде, общество, исключающее возможность жить за счёт других, общество сотрудничества, а не волчьей борьбы за кусок мяса. Эта альтернативная цивилизация – нечто очень похожее на социализм. Его современная разновидность.

Все марксисты мира испытывали некую неловкость, что социалистические революции произошли не в самых развитых странах, как обещал их кумир, а наоборот – в отсталых. На самом деле, это закономерно: социализм – это реальная альтернатива роли капиталистической периферии. Это революция не свержения капитализма, а, скорее, его предупреждения.

Когда-то Россия первой совершила попытку построить такое общество: общество, основанное на труде, сотрудничестве и исключающее эксплуатацию. Что-то удалось, что-то не удалось. Сейчас многие с радостью оповещают: социалистический эксперимент-де провалился. Даже если и так – ну и что? Это была первая попытка – возможны и нужны новые. Вспомните, с какой попытки человечеству удалось освоить воздухоплавание, сколько времени прошло прежде чем поняли, что надо создавать аппарат тяжелее воздуха. И так во всём. Вполне возможно, что современные информационные технологии позволят эффективное планирование – сердцевину социалистического хозяйства…

Россия когда-то была первопроходцем нового общества – почему бы не продолжить? Более того, мне кажется, это её историческая обязанность – продолжить, не сдаваться. Вполне возможно, что это наша историческая и даже религиозная задача – создать альтернативу капитализму, противовес. И одна лишь эта новая попытка принесёт нам много друзей и последователей.

Для того, чтобы создать мощную центростремительную силу, нужна большая идея. Без неё ничего не получается. При отсутствии идеи – объединения рассыпаются. Когда-то Россия собирала земли вокруг Москвы не завоеванием, а добровольным соединением вокруг сильной идеи: совместного противостояния Антихристу. Так возникла идея Москвы – Третьего Рима. Третий Интернационал, по прозорливому замечанию Бердяева, был ничем иным, как новой версией Третьего Рима.

Когда-то из Советского Союза исходила эта объединяющая, влекущая энергетика. Мне рассказывал один пожилой итальянец: когда умер Сталин, его отец велел домочадцам носить траур. Он не был коммунистом, а был мелким лавочником и богомольным католиком. Сталин в его сознании ассоциировался, вероятно, с победой в войне, а также с попыткой организовать лучшую, справедливую, христианскую жизнь. И лавочник выставил в витрине своей лавки портрет Сталина и зажжённую свечку перед ним.

Сегодня этой энергетики нет. Наши неуклюжие попытки повторять зады западной мысли и копировать западный образ жизни, никакой энергетики создать не могут и привлечь к нам никого не в состоянии. Вообще, наши попытки подражать Западу в мыслях и делах так же нелепы, как если бы восемнадцатилетний пэтэушник без гроша в кармане пытался подражать шестидесятилетнему богатому рантье.

При отсутствии зовущей и влекущей идеи – невозможна идеологическая борьба. Ругать либералов – это каждый может. А вот что можно противопоставить их напористой и разрушительной проповеди? Ведь они зовут к простому и понятному: обогащайся; всё для себя, любимого; всё умное уже придумано в Америке.

Бороться ПРОТИВ чего-то очень трудно и малопродуктивно. Гораздо плодотворнее бороться ЗА, т.е. утверждать, а не отрицать. К сожалению, сегодня нам особо-то и нечего утверждать. Нет пока программы, идеи, образа результата – только смутные тени-образы. Как только они конденсируются во внятную национальную философию, можно ожидать и поворота – от разложения и рассыпания к объединению и собиранию. Влекущая, яркая идея – вот что единит людей.

Когда такая идея возникнет и оформится, уверена, под её знамя способны собраться и народы, прежде входившие в Советский Союз. Это народы-пролетарии, народы-бедняки, вдоволь нахлебавшиеся капиталистического лиха. Сегодня ведь деление на буржуазию и пролетариат проходит не так, как во времена Маркса: не по социальным, а скорее по государственным границам. Так вот Россия вполне может стать центром объединения народов-пролетариев.

Сегодня они собраться не могут: знамени нет. К какой жизни мы их зовём? Как она будет выглядеть? Наверняка на этом месте кто-нибудь хмыкнет скептически: чтобы всё это произошло, надо прежде свергнуть власть олигархов, «министров-капиталистов», офшорной, компрадорской и прочей буржуазии и т.п. Это верно: свергнуть многое надо. Вот именно для этого-то и надо иметь руководящую, путеводную идею, чтобы свергнуть. А так-то зачем их свергать?

Мы всё ещё в плену школярского истмата: верим, что жизнь определяют строго экономические процессы, а от них зависит идеология, религия и т.д. На самом деле, экономика зависит от верований людей ничуть не меньше, а даже и больше, чем верования от экономики. Именно верования людей составляют реальный базис государственности. Когда мы верили, что можем построить Днепрогэс и взлететь в Космос – мы это могли. Когда стали считать себя убогими и второсортными – перестали мочь. Так происходит во всём – от большого до малого.

Будет у нас вдохновляющее, яркое и зовущее вероучение – будут и сторонники, и колонны борцов, и мощное центростремительное движение. А будем сами себе скучны (как нынче) – ничего не будет. Будем продолжать терять и то, что имеем.

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su февраль 18, 14:57 8
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
>Обеспечить американское благосостояние для всего человечества – нельзя в принципе: ресурсов не хватит.

Означает ли это, что кило мяса и кило масла в месяц на человека, за которыми еще надо было отстоять очередь с ночи, это нормальное состояние для "всего человечества"? А захочет ли это "человечество" синие штаны или пару пластинок за месячную зарплату? Или авто, которое выезжая из магазина не дешевеет, а становится втрое дороже?

>Будет у нас вдохновляющее, яркое и зовущее вероучение – будут и сторонники

При подходе, в котором стоит выбор между быть богатым и счастливым либо одержимым и голожопым, сторонников вы найдете только в очень определенных странах, или очень маргинальных кругах. Яркое и зовущее вероучение должно быть о том, как стать обеспеченным, образованным, здоровым и верным защитником своей Родины. Иначе голожопцев в любой момент опять разведут или на жвачку или на безвиз.
Мальчишка с грязной попой! Тебе про СССР мама проститутка рассказала?
Мне уже под полтос скоро, дурачок. И судя по культуре, твоя мама была как минимум мелким партийным функционером или чиновницей от образования. В отличие от большинства пишущих сегодня сказки про СССР, я его отлично помню. Не скажу, что там было все плохо, но и назад я не хочу.
Смерть СССР была заложена в него создателем, Сталиным. Именно партноменклатура, костяк страны и погубила её, захотев преобразовать власть в собственность. И предотвратить это было крайне тяжело, тот же Берия вместо Хрущёва, скорее всего, обвалил бы страну куда раньше, ибо делал ставку на всё нерусское.
Погиб он из-за утопичности коммунистический теорий. Люди все четче осознавали бездну между тем, что говорят и чему учат и тем, что происходит в реальности. Ну и Запад "помог", конечно.
Погиб он из-за партийной шушеры, которую скопилась наверху и которую запустили наверх разные светлоликие усатые любимые тираны. Которым надо было, чтобы все дружно одобряли очередную глупость верховного вождя и лизали ему зад, а кто может сказать правду-матку, невзирая на чины, такие даже коммуноидам не нужны. Ибо полетят головешки от правды-то, а оно им надо? Нет, конечно же. Вот и собрались одни крысы, да шкурники, терли там наверху да кусались под ковром. С кем коммуноиды на словах боролись, те их и сожрали изнутри. И любую партию сожрут, которая только к кормушке присосется и начнет раздавать спецпайки своим членчикам-одобрямчикам.
"попытки подражать Западу в мыслях и делах так же нелепы, как если бы восемнадцатилетний пэтэушник без гроша в кармане пытался подражать шестидесятилетнему богатому рантье"
=====
Теперь вы понимаете, то движет элитами периферийных стран бывшего СССР в их евроатлантических стремлениях? Да и российской либеральной элиты тоже. Они рассуждают логически верно: "если нам не стать богатыми рантье при нашей жизни по множеству причин – исторических, психологических, геополитических, вплоть до климатических - то надо попытаться стать их родственниками. Пасынками, побратимами, жёнами, любовницами - кем угодно, лишь бы на их содержании.
Существует так много версий причин, по которым развалился СССР. Включая военные - говорят, руководство СССР пошло на реформы под давлением США потому, что в США появились ракеты "Минитмен" с разделяющмися ядерными головками, на которые наши не могли ответить. Плюс крылатые ракеты, аналоги которых в России появились только сейчас, плюс информационная спецоперация "СОИ", разорившая СССР экономически, и т.д. и т.п. Все они частично верны, но много не учитывают. Как и все глобальные катастрофы, развал СССР имеет множество причин, как внутренних, как например описанные в статье, так и внешних. Запад всегда стремился уничтожить или покорить Россию независимо от господствующей идеологии "...изма", - сначала империю, потом СССР, теперь РФ. в соответствии с геостратегической доктриной "Кто контролирует Хартленд, тот контролирует мир". Не знаю насколько обоснована эта доктрина, возможно просто навязчивая идея, но она руководит западными элитами (вот уж где исполнительская дисциплина! - уже минимум пару столетий никто из чиновников не осмелится отклониться от генеральной линии партии). При всех наших внутренних проблемах, нас активно рушили извне.
Я не согласен с тем, что стремление к благополучию и комфорту разрушило СССР. Квартира со всему удобствами вместо грязного вонючего дощатого туалета во дворе никак не могла разложить нас морально. И вообще, никакой "...изм" не может быть абсолютной идеей - ни коммунизм, ни социализм, ни капитализм. Китай нашёл свою золотую середину, перемешал коммунизм с капитализмом, и вырвался в мировые лидеры. Дело не в "изме", а в том, в чьих интересах работает правящая элита. Если элита работает на свой народ, то нужный "изм" отыщется всегда
Сначала вас ослабляют ересями жидовствующих, или либерализмом, затем гегельянством, как царством духа на земле...
Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!
СССР рухнул потому, что слишком много предателей было в верхушке. Ельцин - коммунистический монстр пал... Кравчук - в детстве я носил йижу повстанцям.. Их надо было расстрелять еще в детстве. Но товарища Сталина уже не было! Да и мягок был Иосиф Виссарионович. Хрущова же пропустил! Бандеровцев не уничтожил на корню! Крымских татар всего лишь переселил, а не стер с лица земли. Теперь он вопят про геноцид! А вот если бы не осталось на земле ни одного такого, никто бы и не вякал.