ПРИВИВКА ОТ ФАШИЗМА

Великолепный анализ главного редактора журнала «Скепсис» Sergey Soloviov :

ПРИВИВКА ОТ ФАШИЗМА

«Среди 50 млн жертв Второй мировой войны нет одной — фашизма. Он пережил май 1945 года, поболел, похандрил, но выжил». Это слова из воспоминаний Ильи Эренбурга — замечательного писателя и журналиста, почти ежедневно вдохновлявшего своими статьями советских солдат на протяжении всей Великой Отечественной. Сейчас, 73 года спустя после Победы, с Эренбургом трудно не согласиться.

И дело не только в реабилитации и даже героизации эсэсовцев и сотрудничавших с нацистами в бывших республиках СССР и в ряде стран Восточной Европы. Тревожит, что в России, несмотря на «Бессмертный полк» и парад 9 мая, подавляющее большинство молодежи имеет очень смутное представление о войне.

Я много лет работаю преподавателем истории в московском гуманитарном вузе и вижу, как год от года студенты-первокурсники всё хуже представляют себе, что происходило в той войне. Наверное, даты начала и конца войны многие школьники и студенты назовут. Не все, но многие. Но вот уже полководцев войны — кроме Жукова — подавляющее большинство вспомнить не сможет, даже если улицы их городов названы в честь этих полководцев. Основные битвы — может быть, но только 3–4 и чаще всего не в том порядке. А самое главное: кого и почему победили в этой войне, почему она Отечественная — внятно объяснить сможет меньшинство.

Какова ситуация в школе? На изучение Великой Отечественной — всего несколько уроков по учебному плану. В учебниках война предстает только как скупое перечисление событий, фактов и цифр, совершенно не затрагивающих эмоции школьника. Более того — и это самое главное, — в школьных учебниках почти нет информации об оккупационной политике нацистов, о порядках в лагерях военнопленных и лагерях смерти. «Холокост» — «окончательное решение еврейского вопроса» — только обозначен без подробностей, а «генеральный план «Ост» упоминается и цитируется лишь в одном учебнике по истории ХХ века из десятка мною просмотренных. В курсе литературы книги о войне если и изучаются, то по остаточному принципу. Никакого представления о том, что такое фашизм и почему уничтожить его было необходимо не только для существования СССР, но для всего человечества, школа не дает.

Читатель наверняка заметил, что я употребляю фашизм и нацизм через запятую. Дело в том, что нацизм — это одна из форм фашизма, которых насчитывалось немало: итальянский, пиренейский (Испания Франко и Португалия Салазара), восточноевропейский, собственно германский… Но у всех этих разных фашизмов был общий обязательный набор родовых черт: расизм, воинствующий национализм, антикоммунизм, милитаризм и культ силы, агрессивный отказ от рациональности, наконец, манипулятивный характер — все фашистские идеологии изначально строятся на обмане своих же сторонников. Гитлеровская Германия с союзниками были побеждены в 1945-м, но разве ушли в прошлое культ силы и национализм, вера в то, что «мы — лучшие» только потому, что «мы» — одной национальности? Гарантии, что фашизм не повторится, — в новых видах и формах — у нас нет. Такой гарантией могла бы быть память о том, что представлял собой фашизм ХХ века.

Однако обратите внимание: в России не существует фильмов, разъясняющих школьникам и студентам природу фашизма. Лучшим фильмом о нем так и остается «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (несмотря на ряд неизбежных для советского периода идеологических перегибов), вышедший на экраны в 1965 году. Нет современных научно-популярных книг на эту тему. Постсоветский художественный кинематограф о войне отличается — за редчайшими исключениями — пренебрежением к историческим фактам, штампованностью образов и полным отсутствием на экране изображения достоверного образа врага, то есть фашизма. В новых патриотических фильмах сюжет укладывается в нехитрую схему: «наши воюют и побеждают не наших», которые плохи просто потому, что чужие и агрессоры. Кстати, тот факт, что солдаты во время Великой Отечественной были именно советскими, тоже нивелируется режиссерами и сценаристами, что в «Двадцати восьми панфиловцах», что в «Собиборе». Эта антиисторическая «декоммунизация» истории войны — еще одна отдельная и важная тема.

Но понять героизм советских солдат, понять, почему, несмотря на тяжелейшие потери, отступление до Москвы, Сталинграда и Владикавказа, часто невежественное руководство в начале войны, они выстояли и победили, можно только при условии понимания природы советского патриотизма. А также осознания того, что такое фашизм и что он нес и народам СССР, и миру в целом. Отсутствие этого знания делает человека крайне уязвимым к разным формам политической манипуляции, лжеисторическим фантазиям, националистическим идеологиям. Именно описание фашизма в действии может дать, с одной стороны, прививку от рецидива этой смертельно опасной болезни человечества, а с другой — понимание, от чего спасали мир советские солдаты три четверти века тому назад. Умолчания о фашизме — это и есть предательство тех, кто воевал против него в ту великую войну.

Для справки. «Генеральный план «Ост» — это проект «освоения» нацистами территории европейской части СССР и Польши. Известно пять вариантов этого плана, разработка которых продолжалась с 1939 по 1943 год. По нему в соответствии с расистскими принципами нацистов на этой территории евреи и цыгане должны были быть уничтожены полностью, а большая часть славянского населения подлежала депортации за Урал и умерщвлению разными способами, в основном голодом. Оставшиеся в живых должны были быть обращены в рабов 15,7 млн немецких колонистов-переселенцев с Запада, незначительное меньшинство — онемечено. Такая судьба ожидала поляков, русских, украинцев, белорусов и другие народы СССР, если бы не Победа.

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 14:57 8
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
1) Проблема не в количестве часов, уделяемому теме ВОВ на уроках истории. Проблема в том, как заинтересовать школьников. Школьная обязаловка у некоторых несознательных школьников вызывает отторжение. Их психика отталкивает знания как промасленная поверхность отталкивает воду. Не к ночи помянутый демон "Горький лук" недавно писал, как они в своё время издевались над их школьным учителем по истории Михаилом Рыбаковым.

2) Информационно-просветительская работа касательно ВОВ и Великой Победы начинается с садичного возраста. И активно продолжается в школе. У меня одному 11 лет, а второму 6 лет. Знаю, о чём говорю! (Нехороший термин "победобесие" возник не в воспалённом мозгу проплаченных либерастов, сама жизнь подсказала)

3) Касательно ТВ. Среди огромной массы каналов на мой взгляд действительно не хватает канала, где бы крутили только художественные фильмы. Чтобы было больше отечественных фильмов и советских фильмов, в т.ч. про войну.
Но есть такой канал Viasat History (лично мне его больше нравится смотреть, чем Соловьёва, увы...). Там окромя передач про древних английских королей и про раскопки Помпеи идёт большой цикл "Вторая мировая война в цвете", где рассказывают о WW-II , сопровождая реальными кадрами, которые каким-то образом раскрасили. Я смотрел эпизод, посвящённый войне 1942-43 гг на территории СССР - Сталинград, наступление на Кавказ, окружение гитлеровцев под Сталинградом, Курская битва. В принципе рассказывают то, что нам в своё время рассказывали в школе и в вузе. Без какой-либо ереси! (что можно было бы ожидать, передача ведь подготовлена не русскими!). Также по Viasat Hisrory был кажется пятисерийный фильм "Проект Nazi", где рассказывали о становлении германского национал-социализма, о его развитии, о концлагерях, о войне и о крахе национал-социализма. Очень интересно! Этот цикл передач создали совместно английские, французские, американские и немецкие историки. Там явно показана античеловеческая сущность национал-социализма, ужосы концлагерей и т.д. Без тупой пропаганды и агитации. Всё по делу. Свастику, кстати, там никто не ретуширует (непонятно, как Роскомнадзор дал этому каналу право вещать в России)))))

Edited at 2019-06-24 05:44 pm (UTC)
4) Молодежь, конечно, ТВ не слишком смотрит. Ну, если и смотрит, то предпочитает мультики, сериалы типа "Папины дочки" или спорт. Молодёжь любит смотреть видео с Ю-туба. Опять таки мультики и сериалы (но не с ТВ, а с планшета или смартфона), и конечно же видеоблогеров.
Существуют ли видеоблогеры, которые рассказывают про WW-II вообще и про ВОВ в частности - мне не ведомо... Я таких не встречал. Хотя чуть-чуть знаком с современными популярными видеоблогерами - дети же смотрят, ну, и я иногда за компанию.