
Отличная аналитика по поводу взаимоотношения Ватикана и мирового Православия.
"Даже при совпадении стратегических целей Ватикана и УГКЦ, у них сохраняется разное видение конкретных тактических путей их реализации.
Для УГКЦ статус патриархата – это, прежде всего, средство для утверждения своей главенствующей роли в духовном переформатировании украинской нации и государства, а также точка сборки православных конфессий Украины на базе унии.
Однако Ватикан интересуют не столько партикулярные унии с отдельными Поместными Православными Церквями (хотя от продвижения униатских структур католики, конечно же, не отказываются), сколько глобальная уния со всем (!) православным миром, главными представителями которого там считают Константинопольский Патриархат и… Русскую Православную Церковь.
Без РПЦ православно-католический диалог становится ущербным и по большому счету неэффективным. И в Ватикане это очень хорошо понимают. Поэтому и не спешат сжигать все мосты с Москвой. Другими словами, в Риме более широко смотрят на происходящее, нежели в УГКЦ.
Если украинские националисты от религии предпочли бы немедленную изоляцию и вытеснение УПЦ на маргинальные позиции, то в Ватикане делают ставку на более долгосрочную и осторожную стратегию по ассимиляции Православия. Во-первых, такой подход продиктован тем, что РПЦ имеет достаточное большое влияние и авторитет в Православном мире (поэтому прямая агрессия против нее на Украине контрпродуктивна для целей Ватикана – по крайней мере, в данное время), а во-вторых, соответствующая открытая атака со стороны Папского престола грозит большими неприятностями для католических структур внутри России.
В данном контексте следует отдельно и пристально отслеживать роль Ватикана в украинском автокефальном процессе и создании «ПЦУ». Ведь если униаты открыто демонстрируют свое участие в данной инициативе, то католики будут и далее тщательно скрывать и отрицать наличие какой-либо поддержки с их стороны процессам, в центре которых находится становление и развитие структуры Епифания.
В целом же можно предположить, что Ватикану всё равно, под чьим условным главенством – Константинополя или Москвы – православный мир «воссоединится» с Римом. В этом аспекте Папский престол с легкостью мог бы «разменять» украинских греко-католиков и Фанар на стратегический союз с РПЦ.
Однако, как показывает практика, Католическая церковь привыкла раскладывать яйца в различные корзины и придерживаться «иезуитских» подходов в выстраивании своих внешних стратегий.
Именно поэтому Ватикан, скорее всего, сохранит курс на многовекторную политику, элементами которой одновременно станут и продвижение униатских структур, и развитие союза с Фанаром, и заигрывание с РПЦ. И в зависимости от обстоятельств тот или иной вектор будет либо усиливаться, либо ослабляться".
Journal information