varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Categories:

Феодосий Черниговский против автокефалии киевской

Феодосий Черниговский против автокефалии киевской

fotopaterik_org.jpgФеодосий Черниговский, святитель, имевший прямое отношение к окончательному возвращению Малороссии в лоно русской православной цивилизации, происходил из подольского шляхетского рода Полоницких. Имя, данное мальчику при крещении, не известно. Знаем лишь, что родился он нач. 30-х гг. XVII в. на юго-западе нынешней Винницкой области в семье священника Никиты Полоницкого-Углицкого.

По достижении совершеннолетия юноша поступил в Киево-Братскую коллегию Петра Могилы – «кузницу кадров» в борьбе православия с иезуитским и униатским наступлением на Южную и Западную Русь (в то время Малороссия, Белоруссия и даже юго-западные пределы Великороссии пребывали составе Речи Посполитой). Кстати, товарищем его по учебё был выходец из Полоцка Самуил Пиотровский-Ситнянович – будущий видный литератор, философ, наставник детей царя Алексея Михайловича от Марии Милославской, вошедший в историю как Сименон Полоцкий. Будучи на пару лет старше, он успел окончить коллегию, а вот Полоницкий-Углицкий так и не прошёл полного курса обучения, поскольку поляки под конец своего владычества запретили деятельность коллегии (возрождена она была уже при Алексее Михайловиче, а сыновья его Иоанн и Петр присвоили ей статус академии).

Будущий святитель решил.идти по пути деятельного богопознания, и принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Его нарекли Феодосием в честь основателя лавры.
Первым послушанием новопостриженного монаха с крепким образованием стало архидиаконство в Софийском соборе. Но, как мы знаем из житий многих великих святителей, они были, прежде всего, молитвенниками и тяготились управленческой работой. Так и Феодосий, «влекомый любовью к подвигам благочестия», уговорил церковноначалие отпустить его в отдалённую, славившуюся строгостью своего устава, Крупицкую обитель, что в 7 км. от Батурина. Там он был посвящён в сан иеромонаха.

В этом, священническом уже, сане о.Феодосия возвращают в Киев, чтобы в 1664 г. поставить настоятелем Выдубичского монастыря. Обитель нуждалась в восстановлении после полнейшего разорения, в которое привели его униаты, изгнанные после воссоединения Великой и Малой Руси в 1654 г. Новый игумен не только возродил древнюю православную обитель, но и собрал здесь прекрасный хор. Выдубичские певчие стали востребованы даже в Москве. Из пожертвований на монастырь его настоятель стал поддерживать и возрождение родной «Могилянки».

В 1669 г. местоблюстителем Киевской митрополии в третий раз стал выдающийся просветитель Малой и Белой Руси, искоренитель латинской ереси Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович. Но сам он остался в Чернигове, поставив своим наместником в Киеве игумена Феодосия. Преосвященный Лазарь давно ценил высокие духовные качества о.Феодосия. И как другому своему любимцу – будущему свт. Димитрию Ростовскому – владыка предрёк, что тот «получит митру», так и о Феодосии предсказал, что имя его будет «написано на Небесах».

В качестве киевского наместника игумен Феодосий в 1685 г. участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона Четвертинского Митрополитом Киевским, который в итоге стал первым киевским митрополитом Московского патриархата. Поэтому тем, кто сегодня в Стамбуле и Киеве ставит под сомнение каноничность воссоединения Русской Церкви, следует помнить, что к тому приложил руку святой. И уже в следующем году Архиерейский собор Константинопольского патриархата подтвердил полномочия Гедеона Четвертинского, утверждённого прежде Патриархом Московским. Тем самым собор соглашался с грамотами своего предстоятеля, направленных гетману Самойловичу и «всем верным чадам Киевской митрополии», в которых Патриарх Константинопольский сообщал, что уступает митрополию Московскому Патриарху и повелевает отныне всех новоизбранных митрополитов отправлять для посвящения в Москву.

И как же дико осознавать, что в наше время Выдубичский монастырь отдан украинской властью раскольникам (превратившим его в ресторан), которые заявляют, что «церковь-мать для них – Константинополь», а потому «каноническую автокефалию украинской церкви следует испрашивать у Константинополя».
Выдубичский монастырь сегодня

Но вернемся в век семнадцатый. В 1688 г. святитель Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, который также нужно было поднимать после разрухи от «хозяйствования» иезуитов и доминиканцев.

Латинская оккупация предыдущих десятилетий задела и богословие Малой Руси. Поэтому, после того, как в Москве были справедливо осуждены некоторые труды Симеона Полоцкого, к выходцам из Могилянской коллеги стали относиться с опасением. Хорошо понимал это и патриарх Иоаким, бывший инок Киево-Межигорского монастыря. В 1688 г. он направил в Киевскую митрополию письмо с вопросом о её отношении к некоторым богословским вопросам, поднятым на печально известном Флорентийском соборе (принявшем унию). Вначале патриарх не удовлетворился соборным ответом митрополии. Тогда, в начале 1689 г., к нему в Москву были направлены ближайшие помощники архиеп. Лазаря Барановича Батуринский игумен Димитрий Туптало (будущий свт. Димитрий Ростовский) и игумен Елецкий Феодосий, которым было поручено выяснить недоразумения. Судя по тому, что следующий век стал веком «малороссийской оккупации» почти всех важнейших церковных кафедр в царстве (а, затем, и империи), со своей миссией святители справились блестяще.

В 1692 г., после того как архиеп. Лазарь ушёл на покой, игум. Феодосий был поставлен епископом Черниговским. 11 сентября в Успенском соборе Кремля (заложенном первым московским святителем, Митрополитом Киевским и Владимирским Петром) он был торжественно, в присутствии государей Иоанна V и Петра I возведен в сан архиепископа. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе (особом архиерейском облачении), принадлежавшее в то время исключительно патриарху и митрополитам. Этим подчёркивалась, что Черниговская кафедра – первая по чести среди других архиепископий России.

«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца», – читаем в житии. Однако при том, что святитель был очень снисходителен и глубоко сострадателен ко всем приходящим к нему за духовным советом или с покаянием, как управляющий епархией он был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. В знаменитые черниговские духовные школы и издательство, устроенные предшественником Лазарем владыка продолжал приглашать самых учёных монахов. Удалось даже «выбить» из соседней Брянской епархии наместника Свенского монастыря знаменитого уроженца Нежина иеромонаха Иоанна Максимовича – будущего святителя Тобольского и всея Сибири. Он стал правой рукой архиепископа в устройстве духовных школ. Видел в нём владыка и приемника на Черниговской кафедре. Чувствуя приближение своей кончины, святитель, возвел Иоанна Максимовича в сан архимандрита и назначил наместником Елецкого монастыря.

Скончался архиеп. Феодосий 18 февраля (5 февраля по русскому стилю) 1696 г. Погребён он был в Черниговском Борисоглебском соборе. Вскоре его преемник Архиепископ Черниговский Иоанн Максимович построил над гробом святителя кирпичный свод с выгравированной благодарностью за своё чудесное исцеление от тяжкого недуга. Чудеса у гроба, происходившие и в дальнейшем, утверждали веру в святость почившего. Но лишь спустя почти полтора столетия их стали записывать. В 1896 г. – к двухсотлетию упокоения святителя – по поручению Синода было тщательно обследовано около пятидесяти последних (к тому времени) случаев чудотворений. Тогда же было установлено полное нетление тела Черниговского архипастыря. Он был канонизирован. Мощи святого были торжественно перенесены Троицкий собор, который сам же владыка и освятил в 1695 г. И теперь здесь являют «воистину дивна чудеса», каковыми «Феодосие, отче наш, явил бо ся еси слава Церкве Российския». Так поётся в службе Феодосию Черниговскуму, составленной в те времена, когда и представить себе невозможно было, что город «святителя – земли Российстей чудной похвалы», определят неким «украинским».

Верующие нынешней Украины, впрочем, знают, чей святой – Феодосий, вознося ему хвалу на службе, как «дар Божиему», что «воистину земли Российстей явился еси». Да и вся «страна Российская» – от Чернигова до Бреста и от Бреста до Чукотки – «светло ликует» 18 февраля, «прославляющи святую память твою, отче святителю Феодосие».

Tags: православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 14:57 10
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment