Варяг

Деятели межвоенной Польши о белорусах


✅ Министр внутренних дел Польши Б.В. Перацкий, ликвидированный ОУН в ответ на действия против Организации украинских националистов в Западной Украине, так самодовольно заявлял американскому журналисту: «Дайте мне 10 лет и вы на этих землях днем с огнем не найдете ни одного белоруса и ни одного украинца».

✅ На жалобы о закрытии белорусских школ министр образования Скульский отвечал точно так же: «Заверяю вас, что через 10 лет в Польше даже со свечой не найдете ни одного белоруса».

✅ Министр иностранных дел Польши полковник Бек в беседе с корреспондентом французской газеты «Пти паризьен» и вовсе признал белорусов за отсталых дикарей: «Мы закрываем в Западной Беларуси белорусские школы и заменяем их польскими потому, что белорусы вообще отсталый, дикий народ, белорусский язык — язык отсталый, приносящий мало пользы тем, кто им владеет и кто на нем обучается».

✅ 1938 г. был принят специальный декрет президента, зафиксировавший, что польская политика в отношении православия должна: «Последовательно привести к нивелированию русского влияния в православной церкви и тем самым ускорить процесс ополячивания среди так называемых(!) белорусов».

✅ 23 июня 1939 г. воевода Белостока отправил докладную записку в МВД под названием «Проблемы укрепления польского владеющего положения в Белостокском воеводстве». Единственным методом решения национального вопроса считается ассимиляция, т. е. «ополячивание». Вот несколько цитат из докладной записки: «Рано или поздно, белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру».

✅ В 1937 г. в Гродно состоялась конференция с участием белостоксого, виленского, новогрудского и полесского воевод и командующих восточных военных округов корпусов, на которой обсуждались пути усиления «польского характера» («polskości») восточных воеводств. Новогрудский воевода Адам Соколовский на данной встрече утверждал: «Эти земли сильно отличаются от остальных. Они не очень польские. Поэтому их необходимо сделать польскими. Мы завоевали эти земли штыками, но если бы проходил плебисцит, если его провести сейчас, то, известно, результат был бы для нас наверняка сомнительным, не надо себя обманывать… Польша должна быть единой и сплоченной. Кресы – это Польша, но, говоря между нами, нужно их внутренне завоевывать во второй раз».

✅ Видный польский публицист, виленский консерватор Владислав Студницкий писал как-то: «Ни о каком белорусском на­ роде не может быть и речи, так как белоруссы не имеют собствен­ных традиций. О белорусской культуре невозможно говорить ввиду того, что у белоруссов нет культурного единства».

✅ Белорусский националист А. Луцкевич приводит в своей книге (''Польская оккупация'') показательный факт: еще в 1919 г. белорусские организации в Минске послали к генералу Шептицкому делегацию во главе с Вацлавом Ивановским (между прочем будущим нацистским пособником, бургомистром Минска), и когда они заявили что сжигание деревень угрожает голодом всему краю, — Шептицкий стукнул кулаком по столу, и топая ногами, кричал: «Если мне понадобится для блага польской армии, сожгу всю вашу Беларусь».

Recent Posts from This Journal

promo mgu68 ноябрь 13, 19:51 161
Buy for 110 tokens
Наверное, такой большой пост мы делаем впервые. Впереди зима, людям очень нужна любая помощь. Читатели моего журнала знают, что с 2014 года у нас дома организован склад, где любой беженец может найти первую необходимую помощь, от медикаментов (несколько коробок) до продуктов питания, канцелярии для…
среди так называемых(!) белорусов

вообще мало кто верит в существование белорусов
Там вообще странная семья

Тадас Иванаускас родился под именем Тадеуш Ивановский в имении Лебедке на территории современной Гродненской области Беларуси, в дворянской католической семье. Хотя до 1905 года Иванаускаяс не знал литовского языка, он считал себя литовцем и посвятил свою жизнь развитию науки

Остальные трое братьев Иванаускаса отождествляли себя с двумя другими национальностями бывшего Польско-Литовского Содружества, два (Ежи Ивановски, политик и инженер и Станислав Ивановски, адвокат) решили стать поляками, а политик Вацлав Ивановский считал себя белорусом.
хорошо, что в те годы не было принято выбирать себе гендер
братьям было бы где разгуляться
Кем угодно лишь бы не русским... А ведь Ивановский прежде всего русская фамилия.
Ивановский - застрелен в декабре 1943 года агентом НКГБ СССР, вскочившим в его пролётку
всё верно делали. а Советы сдуру сами себе выкормили могильщиков-националистов, на ровном месте. Что в Белоруссии, что на Украине, в Прибалтике, Средней Азии и в Закавказье.
особенно в Белоруссии где местный национализм вообще был крайне слабым...
так и на Украине он был отнюдь не в такой уж чести. По линии матери родом с северной Луганщины (Слобожанщина так называемая, Старобельска окрестности). Так вот прадед и прабабка были русскоязычными, старший сын. пошедший в школу в 24-м, был русскоязычным. А его младшие сёстры - уже в украинизированной начальной школе учились, украиноязычные (суржик), а его дети, учившиеся в послевоенной украинизированной школе 50х годов - украиноязычные, до поступления в ВУЗЫ в начале 60х. По линии отца та же фигня. Из окрестностей Кривого Рога, из сёл, родня - конца 19-го начала 20го века сплошь русскоязычные и суржик. 60е годы в тех местах - украинские школы и суржик/украинский язык повсеместно по сёлам.
70е годы - в Приднепровье в городах буквально единицы были украиноязычных школ, с конца 70х-начала 80х всё больше требовалось украиноязычия, обязательное если не изучение украинского языка (для детей военнослужащих, например), то присутствие на уроках языка и литературы :)
Под Старобельском раньше было 90% украинцев. Хотя местные украинские диалекты ближе к литературному русскому чем к держмове. Там не в этом дело - до украинизации все школы были русскоязычными, да и русский был единственным языком общественной жизни. Поэтому и старались его учить - а поскольку разница была невелика это приживалось. Но в деревнях изначально вообще нигде не говорили на литературном языке. Что касается местных великорусских говоров - то они от украинских отличались только фонетикой, т. к. это были в основном курско-орловские диалекты, по сути остаток древнего приднепровского наречия, некогда преобладавшем от Житомира до Ельца. Северские говоры.