varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Categories:

Греческие новости не только для Украины

12 октября состоялось заседание архиерейского собора Элладской православной церкви, на котором наконец было принято решение по вопросу признания автокефалии Православной церкви Украины, в то же время оставляющее простор для разночтений.

Формулировка, принятая греческими епископами, не позволяет говорить о прямом признании ими ПЦУ. Однако они признают право Константинопольского патриарха даровать автокефалию без одобрения другими церквями в целом — а значит, и для ПЦУ. Передача томоса ПЦУ оценена как полезный акт, способный укрепить отношения «между братскими православными церквями Великой Руси и Украины». Предстоятель Элладской церкви, постановил архиерейский собор, получает привилегию заниматься вопросом признания ПЦУ.

Достаточно запутанное решение: признание притязаний Константинополя в то же время еще не означает признания ПЦУ со стороны Элладской церкви. Свершившимся фактом оно станет лишь тогда, когда Епифаний будет помянут предстоятелем ЭПЦ и/или иерархи ЭПЦ проведут совместную службу с представителями ПЦУ. Не случайно те немногочисленные епископы греческой церкви, которые не поддержали постановление собора, продолжают призывы к предстоятелю ЭПЦ архиепископу Иерониму не вступать в литургическое общение с ПЦУ (в частности, следует отметить обращение митрополита Кифирского Серафима).

Подобная неопределенность не позволяет (на момент написания этих строк) даже приблизительно предсказать решение синода Русской православной церкви, заседание которого должно состояться в четверг, 17 октября. Будет ли (и в какой степени) разорвано общение с ЭПЦ, или же будет решено ограничиться прочими мерами и/или призывами?

В любом случае решения ЭПЦ усиливают угрозу раскола мирового Православия. И речь идет не об отношении к ПЦУ и «украинскому вопросу» в целом — не случайно решение архиерейского собора ЭПЦ в первую очередь касается признания привилегий Константинопольского патриарха. На повестку дня выносится вопрос принципа принятия решений, возможности особой роли предстоятеля одной из поместных церквей (что оппоненты патриарха Варфоломея считают сползанием к «новому изданию» папства) и собственно понятия соборности Церкви, зафиксированного в символе веры.

Не менее важным является и вопрос апостольского преемства священнической иерархии (непрерывной последовательности канонических рукоположений, восходящей к апостолам, — что отсутствует у ПЦУ), создания параллельных иерархий (что запрещается канонами, но фактически пробуют осуществить в Украине — ведь каноничность Украинской православной церкви той же ЭПЦ не оспаривается). Не слишком интересные для стороннего наблюдателя, именно эти вопросы для православного мира стоят очень остро и имеют первоочередное значение. И украинский вопрос лишь показал существующие разногласия — которые, с точки зрения веры, не могут решаться политическим путем.

Однако без политики, понятно, не обошлось. Не подлежит сомнению важная роль дипломатов США в именно таком итоговом решении архиерейского собора ЭПЦ. Решение усиливает позиции Константинополя, с 1948 г. (смены патриарха Максима V на Афинагора) выступающего стратегическим союзником США.

Новость о решении архиерейского собора Элладской церкви не осталась незамеченной и в украинском политикуме, хотя и не получила того резонанса, что имела бы еще год назад, при президентстве Порошенко. Последний назвал известия из Греции «прекрасной и вдохновляющей новостью». «Армия. Язык. Вера. Вот наша сила!» — написал экс-президент.

Действующий же глава государства Владимир Зеленский вполне предсказуемо отмолчался по данному вопросу, уже традиционно проводя принцип невмешательства государства в дела религии. Стоит отметить, что возможности высказаться по церковным вопросам ему не предоставили и журналисты на пресс-марафоне: за 14 с лишним часов ни одного вопроса, касающегося религии, поставлено не было.

Тема «дальнейшего мирового признания ПЦУ» пока не используется сторонниками прошлой власти для давления на Зеленского. Во-первых, с точки зрения политтехнологий совершенно нет нужды размывать новой темой тему «капитуляции». Во-вторых, неоднозначного решения Элладской церкви не хватает для информационной кампании по типу «весь мир с нами».

В то же время подобный информационный повод наверняка придаст уверенности исполнителям атак на каноническую Украинскую православную церковь «на местах». Раз ПЦУ обретает дополнительное международное признание — то деятельность по незаконной перерегистрации общин, да и просто по захвату храмов, можно-де продолжать. А значит — имеем дополнительный фактор дестабилизации внутренней ситуации в Украине.

Конечно, главная причина того, что установившийся со сменой власти религиозный мир может оказаться недолговечным, — действия этой самой новой власти. Или, возможно, бездействие. Как и в других вопросах, не только религиозном. Тот же принцип невмешательства государства в дела религии, как не раз говорилось и на страницах «2000», требовал более активного вмешательства. Так, государственная дискриминация канонической Украинской православной церкви была прекращена — но свои должности, в т.ч. достаточно высокого уровня, сохранили активные ее проводники при старой власти. «Кадровые выводы» коснулись лишь некоторых исполнителей атак на УПЦ в регионах — да и то без акцентирования на том, какую роль в их отставке сыграло нарушение религиозных свобод.

Как и в вопросе мирного урегулирования конфликта в Донбассе, команда Зеленского пока не выработала четкого видения разрешения тлеющего религиозного конфликта. Более того, не исключено, что и в этом вопросе со временем она начнет уступать требованиям «активного меньшинства». Ведь особой разницы нет — кроме того, что, повторимся, тема религии пока (!) еще не так актуальна на фоне более весомых обвинений в «капитуляции».

Дополнительной причиной, почему решение Элладской церкви может подстегнуть противников Зеленского к активизации религиозной проблематики, является роль США в этих процессах. Получение широкого признания ПЦУ рассматривается заинтересованными кругами американского политикума как способ уменьшения влияния РПЦ, а с ней и России — значит, для украинской «партии войны» это выгодно со всех точек зрения. И публичной — возможность заявить себя (в противовес Зеленскому) истинными союзниками США в глобальном противостоянии с РФ. И непубличной — возможность в процессе работы над общими задачами укрепить личные связи с американскими и глобальными центрами силы.

Здесь, однако, следует напомнить, что «коллективный Запад» и «коллективные США» существуют весьма условно. Непонимание глубины противоречий между различными западными группами влияния стоило украинской элите многих ошибок. Но в этом случае представители украинской правой оппозиции действуют достаточно разумно. Активное взаимодействие Константинопольского патриархата с Римским престолом, нескрываемое стремление к единению ПЦУ и украинских греко-католиков, ориентация команды Порошенко на американских демократов стоят в одном ряду.

Да, ставить знак равенства между Ватиканом и глобалистами (что распространено в православной публицистике) — большое упрощение. Те же структуры Джорджа Сороса немало (и достаточно публично) делают для подрыва влияния Католической церкви в таких консервативных странах, как Ирландия (более успешно) и Польша (менее успешно). Однако связанные с глобалистами демократы не менее традиционно связаны с католиками. Да, заинтересованность Ватикана в активно растущем левом крыле Демпартии создает риски для отношений с традиционной элитой демократов. Но это уже частности. А в целом активная поддержка ПЦУ украинской правой оппозицией абсолютно укладывается в логику взаимодействия с конкретными группами влияния в США.

Ну а оппонент демократов, президент Трамп, активно опирается на поддержку религиозных консерваторов, в первую очередь представленных различными протестантскими деноминациями. Имеющий исторические корни и в Украине, протестантизм в нашей стране активно развивается в последние десятилетия и скоро также сможет стать фактором политического процесса.

Хорошая же попытка соблюдать принцип разделения государства и религии с обеспечением религиозных свобод не имеет поддержки извне — а внутри не обеспечена политической волей действующей власти.
Источник
.

Tags: ватикан, геополитика, православие, сша, угкц
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su февраль 18, 14:57 10
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments