varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Categories:

225 лет назад скончался философ, которого называли «русским Сократом» и «харьковским Диогеном»


В этот день 225 лет назад, 29 октября 1794 года, ушел из жизни один из самых примечательных мыслителей русского барокко Григорий Саввич Сковорода. Ушел, по его собственным словам, не просто из жизни, из материального бытия, а сбежал от этого мира, пытавшегося поймать его в сети соблазнов и недостойных человека благоглупостей.

Хорошо известная его автоэпитафия: «Мир ловил меня, но не поймал».

Тяга к перемене мест

Поймать его было сложно, ибо этот сын малоземельного казака, ставшего священнослужителем, любил и умел пользоваться малым. И подолгу на одном месте не засиживался. В самом начале своей взрослой жизни он имел все шансы сделать любую карьеру в Российской империи. Потому что помимо казачьих предков отца, имел татарских предков матери, которая происходила из старинного, хоть и обедневшего крымского рода Шан-Гиреев. Впрочем, в нем уживались два начала, мешавшие карьеризму. К малороссийскому лукавому взгляду на жизнь добавилась крымская мечтательность и восточный фатализм.

С 1741 по 1743 годы Григорий учится в Киевской духовной академии, известной также как Киево-Могилянская. В 1747 году ее стали именовать Киево-Могило-Заборовская академия, почтив таким образом память митрополита Киевского Рафаила Заборовского, сделавшего как никто много для развития этого учебного заведения, заложившего вкупе с Харьковским коллегиумом основы не только духовного, но и во многом, светского образования в Российской империи.

Именно митрополит Рафаил, приметивший у отрока Григория талант к пению, столь распространенный у малороссов, отправил его в Санкт-Петербург, в придворную капеллу, где Сковорода сблизился с земляком с похожей судьбой — Алексеем Разумовским, ставшим морганатическим мужем императрицы Елизаветы Петровны.

Не прост был казачок

Три года, проведенные в столице империи, произвели на Григория неизгладимое, но гнетущее впечатление.

Это очень хорошо уловил Иван Кавалеридзем — автор советского биографического фильма «Григорий Сковорода» и трех скульптурных изваяний своему герою. Конечно, он, снимая свой шедевр в 1959 году, делал упор на том, что столичный воздух был вреден свободолюбивому сыну степей, что ему не с руки было пресмыкаться перед сильными мира сего.

Но на самом деле только первое утверждение можно считать более-менее верным, ибо, как мы знаем, Сковорода и сам был не совсем уж простого происхождения, и с фаворитом царицы дружен был, и вхож был в семью видного имперского администратора Полтавцева, глава которой приходился его матери кузеном.

Да и последующие его знакомства подтверждают, что не чурался наш философ дворянских поместий. Причем, как легко входил в них, так легко и выходил из оных.

Характерный пример можно привести из пребывания Сковороды на положении личного учителя у богатого малороссийского помещика Томара. С учеником Григорий Саввич не поладил, и обозвал его, как культурно пишут исследователи его биографии, «свиною головою». Матушка отрока возмутилась и указала несдержанному на язык учителю на дверь. По прошествии же не столь и длительного времени после этого она написала Сковороде письмо с извинениями и просьбой вернуться. Тот внял, и Томара-младший со временем стал видным деятелем в империи Александра I, неизменно указывая на то, что всем в жизни обязан был учителю Сковороде.

То же самое мог бы сказать и самый известный ученик Григория Саввича, Михаил Коваленский, вершиной карьеры которого стало рязанское губернаторство. Хотя, без сомнения, в памяти потомков он остался прежде всего, как первый биограф философа. Его «Жизнь Григория Сковороды» (1794), до сих пор остается основным источником для изучающих жизнь и дела малороссийского феномена.

Построение философской системы

Средний возраст жизни Григорий Сковорода провел в скитаниях. Несколько лет бродил по Австрии, Венгрии, Польше, Германии, Италии. И на склоне лет он будет непринужденно вставлять в речь и писания свои не только латинские и древнегреческие слова, но и примеры лексики польской, немецкой, венгерской.

Вернувшись домой, Сковорода мечется между академией в Киеве, коллегиумом в Харькове и усадьбами просвещенных и не очень помещиков, возжелавших, чтобы причесывал воспитание их отроков и парубков уважаемый человек, имевший свою систему взглядов на мир, религию, людей.

И хотя известный историк философии Радлов холодно заметил, что Сковорода, к сожалению, не оставил после себя философской школы, система своя у него была. Судить о ней бы можем по литературным и философским опытам Григория Саввича.

Русский Сократ?

Так кем же был, и чему учил Сковорода?

Его называли русским Сократом, харьковским Диогеном, Спинозой, тайным отцом славянофильства, одним из первых в России крестьянских демократов, мнимо народным философом, первым философом на Руси в точном смысле слова, апостолом рационализма, мистиком и истинным сыном рационалистического века Просвещения.

В каждом из определений было понемногу всего.

Сократ, потому что переходил с места на место и почти все свои вещи написал в виде диалогов. Рационалист? Да, при этом, верующий человек, не стеснявшийся говорить о том, что язычество было предчувствием христианства на Руси.

Григорий Сковорода, как нам кажется, был, прежде всего, сторонником всеобщего человеческого равенства и прогрессистом.

Он ненавидел всей душей крепостничество и верил в возможность исправления отдельно взятой человеческой души. Отдельно взятой. Массовость, мирской шум, алогичность раздражали его. Он не был философом во всем. Напротив — был весьма пристрастным человеком, выше всего ставившего правду и личное достоинство.

По Сковороде, Бог, все создавшая и создающая ежемоментно, сила, волен давать жизнь, а судьбу и смерть выбирает человек.

Взгляды его, в силу жизненных обстоятельств были изложены несколько эклектично, но XVIII век вообще был воплощением эклектичности, а барокко — пророк его. Сковорода был человеком барокко, сыном своей русской Родины, хотя и отдавал себе отчет в своей малорусской специфичности.

Матерью (русского народа) он вослед за древними летописями называл Киевщину или как тогда говорили «Гетманщину», а родную Слобожанщину (ныне Харьковская, Сумская и часть Воронежской и Белгородской областей) считал теткой. И это тоже верно, потому что на земли Слобожанщины правобережная Украина пришла всего за 70-80 лет до его рождения.

Нестерпимо русский язык

Как бы там ни было, Григорий Сковорода останется навсегда в нашей памяти как первый оригинальный русский философ, педагог и просветитель.

Все, что он написал, создано при помощи прекрасного русского языка своего времени. Это Язык Ломоносова (Архангельск), Тредиаковского (Астрахань), Радищева (Казань) и Сковороды (Харьков).

И это всегда очень бесило украинских националистов, понимавших, что отнять у русской истории великого учителя можно было бы, только приписав ему какой-то отдельный язык. А он, как назло, даже суржика им зацепиться не оставил. Церковнославянского, очень архаичного начала, которое вообще сыграло особую роль в создании украинского языка, в его речи много. Но это все-равно русская речь. И полились ушаты грязи на имя философа и поэта.

Грешивший националистическими взглядами в ранней молодости, Николай Гоголь, переменил их и прекрасно уживался со Сковородой на одном лингвистическом, ментальном и историческом поле. Весьма уважая предтечу — многие сюжеты гоголевский повестей можно увидеть в «байках» и размышлениях Сковороды.

А вот Тарас Шевченко не удержался. Он обзывал философа «идиотом», «неправильным малороссом», а его философию — «бестолковой». Большой был специалист, что и говорить.

Примерно то же самое можно прочитать у классика украинской литературы Ивана Нечуй-Левицкого, а также у сонма никому не известных их эпигонов в Австро-Венгерской империи, в Польше и в русско-украинской белой эмиграции.

Украинство ловило его, но «нэ впиймало»

В СССР посмертная слава Сковороды тоже сделала своеобразный кульбит.

Сначала в 1944 году Иосиф Виссарионович Сталин лично позаботился об организации празднования 150-летия «русского и украинского философа Григория Сковороды». Затем, при заигрывавшем с националистами Хрущеве, в Киеве увидел свет двухтомник философа на украинском языке. То-то получили удовольствие переводчики. Но уже во времена Брежнева последовал контрудар — двухтомник переиздали на русском. Но с новой орфографией.

В общем, националисты в борьбе за имя одного из виднейших философов века Просвещения потерпели поражение.

В Новейшей Украине попытку приписать Сковороду к украинской шароварной философии с добавками «умных слов» сделала писательница Оксана Забужко. Но кроме меня, написавшего здесь ее имя, наверное, никто из читателей никогда не слышал ни о ней, ни о ее «сковородинской» книге.

На этом и остановимся. Перефразируя самого Сковороду, заметим, что ловил, ловил его мир украинского национализма, да так и не поймал. Не по зубам ему оказался наш общерусский философ.
Источник
.
Tags: история, малороссия, национализм, россия, сковорода, сталин, украинизация, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 26
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments