varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

Евреи - боготворческий народ! Как российские режиссеры стригли купоны в постсоветском Киеве

Первая половина 90-х. Эпоха купонов. Упадок художественной и всякой иной жизни в столице незалежной Украины. Изголодавшаяся по искусству наша на то время не сильно поредевшая от иммиграции компания оттягивалась бедными, но еще по-советски теплыми застольями. На одном из них одно милое созданье сообщило восторженно:
- в Киев приезжает Виктюк со спектаклем о Сковороде
И добавило, обращаясь ко мне:
- Ты рядом с ЦУМом, там в кассе на 6м этаже продаются билеты. Купишь? На всех...
- А деньги?
- На спектакле отдадим
На следующий день я купил дюжину билетов в театральной кассе ЦУМа.
Надо сказать, что сделал я это не без колебаний. Место спектакля - костел Городецкого с чудовищной реверберацией, где на моей памяти не проводилось драматических спектаклей - мне показалось сомнительным, равно как и название спектакля, точнее подзаголовок, который напоминал скорее тему лекции общества "Знание": "Григорий Сковорода: жизнь и философия". Но благородное стремление осчастливить томившихся от неутоленной страсти по высокому друзей побороло сомнение, а фамилия ВИКТЮК, набранная крупными красными буквами, притупила внимание к мелким черным.
И вот мы всей компанией сидим в 10м ряду центрального нефа. На сцену выходит невысокий яркий брюнет в цивильном костюме, "испанской" наружности, с немного вьющимися волосами, за которыми на известных местах мне сразу почудились маленькие рожки. Я так его и прозвал про себя - Мефистофелем. Он начал о чем-то говорить и... как я и предполагал - разобрать его речь было невозможно.
В представлении нормального зрителя подобные предисловия - трата времени, поэтому серьезного беспокойства невнятность его речи не вызвала.
Он ушел, и возникла довольно длинная пауза. Спустя минут 10 он вернулся в мещанском сюртуке Сковороды, который скорее напоминал камзол Франца Йозефа Гайдна (с рюшами и прочими деталяеми из батиста). С ним вышли две девы в балахонах. Одна с гитарою уселась около Мефистофеля , другая же встала рядом.
Мефистофель принялся художественно читать, дева с гитарою брала аккорды, а вторая дева делала пассы руками и лирически двигалась.
Как я и ожидал, слов разобрать нельзя было.
Прошло немного времени, в моей компании начался тихий ропот. Потом мы как самые требовательные встали и направились к выходу. В раздевалке уже было несколько возмущенных зрителей, и кто-то из них сообщил, что только что услышал от администратора, что деньги за билеты вернут. После этой новости вопрос о возвращении моими друзьями денег за дюжину билетов уже не поднимался. был оттеснен в глубины памяти их мозгов скандальным представлением.
На следующее утро, я направился в театральное агентство (кажется, оно называлось "Сузір'я / Созвездие" или что-то в этом роде). Оно находилось на втором этаже ветхого флигеля в тылу Кенассы (построенной, кстати, тем же великим архитектором, что и костел)
Поднявшись по деревянной лестнице на второй этаж, я увидел трех средних лет дам невыразительной наружности. Выбрав ближайшую ко мне, я принялся излагать цель моего визита. Она удивленно смотрела на меня и хранила молчание. Вдруг дверь отворилась, и вошел мой Мефистофель в пальто (предположительно с полными карманами уже конвертированных в рубли купонов). Я смутился и замолчал. Мефистофель, уточнив какие-то детали с одной из дам, вышел, и я продолжил изложение претензий. Но, как оказалось, он не ушел. Теперь он стоял в проеме двери и пристально смотрел на меня. Я немедленно повернулся к нему
- Простите, пожалуйста, я понимаю, что вашей вины в том, что произошло вчера, нет.У меня претензии к организаторам ваших гастролей.
- Нет, пожалуйста, никак претензий к агентству. Я - автор текста, режиссер, главный исполнитель.
- В таком случае вам бы следовало перед спектаклем, на репетиции посадить кого-нибудь в 10й ряд нефа, чтобы убедиться в негодности акустики этого зала для драматического представления. Ведь не слышно было ни слова!
- Так вы плохо слышите?
<недолгая но хначительная цезура>
Но ВЫ ВИДЕЛИ?! ВЫ ВИДЕЛИ С КАКОЙ КРОВЬЮ, С КАКИМ ПОТОМ ИГРАЛИ АКТЕРЫ?!
И тут я вмиг забыл о том, что художника может обидеть каждый, и вспомнив миниатюрное милое созданье, скособочившись, припавшее к просвету между двумя креслами 9 го ряда, продолжил уже на равных:
- Знаете, видно тоже не очень хорошо было
- Ах, так вы еще плохо видите?
- Послушайте, я покупал билеты у театральное агентства. С ними я хочу решить этот вопрос.
- Нет уж позвольте! Вы тут на Украине не понимаете значение великого Сковороды, не цените его наследия. Я стремлюсь вернуть его украинскому народу.
- Очень похвально, но повторяю, почему вы не позаботились о технических условиях для вашего спектакля?
И тут Мефистофель взял паузу, как учили Сомерсет Моэм и Вия Артмане, а после нее, артикулируя каждый звук, спросил
- Кто вы по национальности?
Я посмотрел удивленно на 3х дам, мне показалось, что они так же удивленно смотрели на меня. И, взлетев на забор, захлопал крыльями и гордо прокукарекал:
- Я - еврей!
Мефистофель встал в назидательную позу (а ля Мусолини) и размерянно с интонацией не допускающей возраженй, произнес:
- Запомните: евреи - боготворческий народ!
В это мгновение в моей голове поднялся рой низких и высоких мыслей, носившихся наперегонки:
О деньгах нужно забыть. Только что комедия, в которой я играл роль антигероя завершилась мощным апофеозом - победой героя над антигероем, Аполлона над Марсием, Станиславского над драмкружковцем.... и, пожалуй, она стоила потерянных денег. По иннерции я пролепетал что-то вроде того, что евреи предпочитают считать себя Богоизбранным народом, понимая при этом, что в ином контесте мои слова означали бы триумф над невежеством и наглостью, но не здесь и не сейчас ....
PS. Я рассказывал эту историю много раз, и только сегодня, записав ее, обнаружил бесценный документальный материал, который без сомнения добавит колорит к ней!
Кто же на самом деле мой Мефистофель?



Таким он парнем был (здесь он постарше, кажется) Это режиссер Евгений Максименко, художественный руководитель, актер, {а теперь читайте медленно} доктор философских наук, академик РАЕН, генерал-майор юстиции (20 лет назад, титулов этих не было у него, пожалуй)
А вот тут http://makcimenko.blogspot.com/ можно и посмотреть спектакль "Кто даст мне крылья?" снятый на пленку очевидно позже на несколько лет
PPS Интересный на мой взгляд опыт неизвестной мне зрительницы
Совершенно внезапно, в атмосфере полной тайны, пронеслись по городу слухи о новом спектакле Виктюка. Стоимость билета не позволяла рисковать, так что свидетелей оказалось немного. Волей случая в их число попала и я. Дело было в Юсуповском театре. Напротив кассы висела скромная афиша:
«Всероссийский фонд культуры
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Украины
Министерство культуры Белоруссии
Международный институт российского зарубежья
Федеральная программа международного культурного сотрудничества
Славянский театр, г. Москва.
Премьерный спектакль лауреата премии Академии Медичи и Международного конгресса Театра Романа Виктюка.
„Кто даст мне крылья.. “ („Хто дасть мені крила…“)
музыкально-драматический спектакль в 2-х актах»
Исполнители-дипломанты Международного фестиваля «Музыка-Театр-91»
Елена Паршина. Юлия Чуткова. Евгений Максименко
Он же — автор пьесы,
он же — генеральный директор объединения.
В центре сцены небрежно расставлены три белых венских стула, на полу разбросаны бумаги, брошюры. В зале, у авансцены на пюпитре разложены газеты с рецензиями о творчестве Виктюка: знакомьтесь! Просветительство как направление деятельности Юсуповского дворца, вероятно, не было чуждо и создателям спектакля. И правда, вскоре на сцену вышел мужчина средних лет в черном костюме, белой рубашке с рюшами и произнес небольшую вступительную речь. Я не удивилась: накануне во Дворце Белосельских-Белозерских перед концертом Бетховена в исполнении оркестра Равиля Мартынова выступал известный музыковед Гаккель. Но здесь все оказалось сложнее: перед нами был сам генеральный директор объединения, автор пьесы про Сковороду и исполнитель роли Сковороды. В его словах звучала глубокая заинтересованность в судьбе великого философа. Мы узнали также о замечательном режиссере Романе Григорьевиче Виктюке, о счастье работы с ним, о создании этого спектакля и месте Сковороды в мировой культуре, а также о главных трудах его (в частности, о работе, посвященной сну). О национальности Виктюка и о лингвистически-семиотическом значении спектакля, идущем сразу на четырех языках. О конгрессе соотечественников и о впечатлении, которое произвел данный спектакль на этот конгресс.
Через полчаса спектакль тихонько начался. Теперь докладчик с обнаженной грудью и большим золотым крестом на ней был одет в хламиду. Грудь Сковороды дышала свободно. Он сел на один из стульев и, подперев голову рукой, принялся без устали смотреть в зал своими грустными карими глазами. В глазах была мировая скорбь. В тишине вышла хрупкая блондинка с гитарой и в кумачовом платье. Она тоже села на стул и стала наигрывать незатейливую мелодию. Наконец, вышла хрупкая брюнетка в ослепительно-белом платье и, свершив ряд ритуальных пластически-выразительных движений, принялась цитировать выдержки из обращений Екатерины II касательно странностей жизни философа. Сковорода сильно о чем-то тосковал, и вскоре, положив буйну головушку на нервную ладонь, задремал. То был мизансценический намек постановщика на один из важнейших трудов философа о сне. Нередко черноокая красавица переходила на украинский язык (Виктюк — с Западной Украины), а философ со сна что-то ей отвечал. Один раз даже прозвучала фраза по латыни! Увы: четвертый анонсированный язык спектакля зафиксирован мною не был. Быть может, это сыграло роковую роль в понимании магистрального замысла спектакля (в семиотическом аспекте, особенно).
Спектакль закончился так же незаметно, как и начался. Исполнитель роли Сковороды — драматург, артист, дипломант, директор Е. Максименко — представил участников спектакля и предложил ответить на вопросы зрителей. Я ушла; у меня были вопросы к Виктюку: слышал ли он что-нибудь об этом спектакле? Видел ли результат своего «опыления»? И как к нему относится лауреат премии Академии Медичи?
Источник
Tags: искусство, контркультура, культура, россия, украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 26
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments