varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Categories:

КНИГА ЕККЛЕСИАСТА, сына Давидова, царя в Иерусалиме


КНИГА ЕККЛЕСИАСТА,
сына Давидова, царя в Иерусалиме

Православная традиция видит в Екклесиасте царя Соломона, - пишет протоиерей Владимир Вигилянский.

Сегодня был на записи авторской программы «Игра в бисер» поэта И.Л. Волгина. Выпуск в эфир (ТК «Культура») намечается на январь 2020 года.

Пожалуй, нет ни одной книги из Ветхого Завета, которая бы так повлияла на всю последующую литературу, как Книга Екклесиаста. Ее афоризмы, крылатые слова, образная система, мудрые формулировки, описывающие драматизм и трагизм человеческой души и попытки выхода из порочного круга бренности, тщетности, бессмысленности жизни без Бога, стали предметом внимания сотен великих писателей и поэтов.

Игорь Волгин, я и другие участники круглого стола (среди них были философ Борис Межуев и профессор-иудаист Леонид Кацис) предоставили россыпь этих афоризмов и крылатых слов:

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа»;
«Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»;
«Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас»;
«Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»;
«Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий»;
«Все произошло из праха и все возвратится в прах»;
«Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда»;
«И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там"»;
«Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть»;
«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?»;
«Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела»;

«Не торопись языком твоим и сердце твое да не спешит произнести слово… Слова твои да будут немноги»;
«Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить»;
«Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного»;
«Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых»;
«Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло»;
«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй»;
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание… ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других»;
«Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них»;
«И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет»;
«Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми»;
«Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди»;
«Кто копает яму, тот упадет в неё, и кто разрушает ограду, того ужалит змей»;
«Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом»;
«Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы»;
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо».

На мой взгляд, уникальность Книги Екклесиаста из всего состава Ветхого Завета в том, что в ней правда Божия раскрыта в поэтической форме. Обилие художественных образов и средств выразительности, риторических фигур, метафор, повторов, параллелизмов, антиномий (некоторые видят там и иронию), а главное – наличие в книге «лирического героя», – всё это говорит о том, что мы имеем дело с художественной логикой.
Особенно ярко это иллюстрирует заключительные стихи книги:

«В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы;
и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось;
и помрачатся смотрящие в окно;
и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова,
и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;
и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы;
и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс.
Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; -
доколе не порвалась серебряная цепочка,
и не разорвалась золотая повязка,
и не разбился кувшин у источника,
и не обрушилось колесо над колодезем.
И возвратится прах в землю, чем он и был;
а дух возвратится к Богу, Который дал его».

«Зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс» – какая поэзии, какая красота, какая высота! Дух захватывает!

На фото: фрагмент картины Пьеро делла Франческо (XV в.), Встреча царя Соломона с царицей Савской.

Tags: православие, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mgu68 октябрь 14, 09:34 21
Buy for 110 tokens
Начну с главного: нужна срочная помощь психологу Борису Петухову, который вместе с дочерью занимается психореабилитацией детей Донбасса. Многие знают его по истории Воочонка - мальчика из Донецка, который дил под открытыми обстрелами. Пост создан близким другом семьи психолога, преподавателя и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment