varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

«Трудовое евангелие» от власти: украинцы с правами гастарбайтеров

8 ноября на сайте ВР опубликовали текст проекта закона «О труде». Фактически этот документ станет новым Трудовым кодексом страны.

Власть анонсировала серьезную перезагрузку трудовых отношений еще в начале осени прошлого года. Законопроект во всех отношениях раскрывает смысл сентябрьского месседжа главы комитета социальной политики ВР Галины Третьяковой, которая заявляла: «Мы будем пытаться создать для вас, для бизнеса, очень простые и дешевые условия открытия и закрытия рабочего места именно для того, чтобы вы создавали таких рабочих мест побольше в стране. Хотим, чтобы вы миллион создали таких рабочих мест на протяжении пяти лет. Но это означает, что мы будем немного наезжать на права и дискриминировать наемного работника».

Новый год и новый этап законодательного «турборежима» власть начнет как раз с трудового законодательства. Эти изменения, которые серьезнейшим образом влияют на экономическую ситуацию в стране и трансформируют модель производственных отношений, будут иметь далеко идущие последствия.

Первый звоночек трудового произвола

О сути и характере преобразований трудовых отношений, которые готовила Зе-команда, можно было сделать выводы по еще одному документу. 12 декабря в Раде поддержали законопроект №1233 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (касательно устранения норм, которые нарушают права и законные интересы работодателей Украины)».

Автором документа выступил глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Закон предусматривает существенное уменьшение штрафов для работодателей за нарушения трудового законодательства. Финансовые санкции уменьшаются в разы и сводятся к очень «демократичным» размерам. В некоторых случаях речь идет вообще об отмене штрафных санкций и замене их предупреждениями.

Благожелательный по названию закон о защите прав работодателей по своей сути крайне антисоциален: власть намерена защищать интересы работодателей за счет ущемления прав наемных работников. Об этом недвусмысленно заявляют специалисты, которые проанализировали документ.

У отечественных законодателей есть одна весьма вредная привычка — напрочь игнорировать профессиональные замечания к законопроектам Главного научно-экспертного управления ВР. Труд одной из наиболее компетентных структур Рады, к сожалению, зачастую остается невостребованным.

В замечаниях к закону Гетманцева эксперты обращают внимание на несколько важнейших моментов. Во-первых, указывается на необоснованность снижения штрафов за нарушение трудовых отношений: «Прежде всего следует обратить внимание на то, что предложенные в проекте инициативы столь радикального снижения размеров ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении своих работников, по нашему мнению, являются весьма сомнительными с точки зрения его эффективности в качестве поддержки ведения бизнеса, поскольку угроза платить такие «большие» штрафы существует только для нарушителей законодательства. Добросовестные, законопослушные работодатели, действующие в рамках законодательства и не нарушающие законные права наемных работников, не будут платить указанные штрафы».

Во-вторых, отмечается вопиюще дискриминационный характер закона в отношении наемных работников, что противоречит Конституции: «...считаем, что предложенное в проекте радикальное снижение размеров штрафов и их замена предупреждением если и будет иметь позитивный эффект для бизнеса, то прежде всего за счет снижения уровня гарантий трудовых прав работников, которых будут принимать на работу без официального оформления и соблюдения минимальных гарантий по оплате труда и другим вопросам, что, на наш взгляд, не в полной мере согласуется с определением Украины, в частности, как социального государства (ст. 1 Конституции Украины)».

Этим законом власть четко показала суть готовящихся преобразований трудовых отношений — работодатель должен получить максимум преференций, послаблений и прав, а работнику, в сухом остатке, уготована правовая дискриминация.

Трудовое гетто

Но вернемся к «основному блюду» трансформации трудового законодательства от Зе-реформаторов — законопроекту №2708 «О труде».

С резкой критикой документа уже выступила Международная конфедерация профсоюзов (ITUC). По мнению представителей организации, принятие законопроекта приведет к таким результатам: упрощенное увольнение работников в любой момент по желанию работодателя; краткосрочные индивидуальные трудовые договора; договора с нефиксированным рабочим временем; сверхурочная работа станет нормой и будет оплачиваться в 5 раз меньше, чем раньше; отмена некоторых социальных гарантий; перевод работника на другое рабочее место без его согласия и снижение защиты матерей с маленькими детьми еще больше облегчает их увольнение; фактическая ликвидация профсоюзов.

Международное профсоюзное движение также отмечает, что, разрабатывая законодательные изменения, украинская власть не обратилась за консультациями к Международной организации труда, что нарушает несколько конвенций МОТ. Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу отметил: «Правительство Украины стоит на стороне олигархов и многонациональных корпораций и выступает против работников, общественности и профсоюзов. ...Мы осуждаем украинское правительство за безрассудное нарушение своих международных обязательств, по которым страна рискует потерять важную поддержку в Европе и поддержку мирового сообщества».

Впрочем, г-н Барроу далек от украинских реалий и не понимает, что для нашего правительства важна позиция только одной международной структуры — МВФ. Законопроект изобилует антисоциальными и дискриминационными нормами в отношении работников: фактическая ликвидация 8-часового рабочего дня (возможность установления 12 рабочих часов в день); уменьшение ставки сверхурочных выплат (120% вместо двойного тарифа); создание множества дополнительных возможностей для быстрого увольнения работников (например, даже по такой экстравагантной причине, как «утрата доверия» работодателя); формирование графика отпусков работодателем, узаконивание возможности отзыва работника из отпуска; сокращение льготных отпускных для матерей с несовершеннолетними детьми и работников вредных производств; ликвидация социальных гарантий для уязвимых категорий трудовых сотрудников (женщины в декрете, пенсионеры и т. д.) И это далеко не полный список «сюрпризов».

Законопроект был резко раскритикован и Министерством юстиции. Многостраничный документ ведомства с критикой законопроекта четко резюмирует: «Проект не отвечает Конвенции по правам человека и практике Европейского суда по правам человека».

Зе-реформаторы, начиная рекламную кампанию изменений к трудовому законодательству, сразу выбрали объектом нападок советский Кодекс о труде от 1971 г. Критикуя его несовершенство и «отсталость» от новых экономических реалий, «слуги» нацелились и на ликвидацию функций социальной защиты, которые в нем заложены.

Де-факто трудовая реформа

Зе-команды является попыткой вычленения трудовых отношений как «вещи в себе», которая никак не связана с социальной политикой государства. В этой парадигме нет никаких дополнительных факторов и механизмов защиты — только прямое противопоставление интереса работодателя и интереса наемного работника. Власть хочет оставить работника один на один с интересом и волей работодателя.

Множество моментов в новом трудовом законопроекте по своему смыслу невольно заставляют вспомнить труд Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Структурно анализируя характер и масштабы эксплуатации наемных работников, а также живописуя бытовые и социальные условия рабочих, Энгельс проиллюстрировал использование трудовых ресурсов в качестве топлива для индустриального котла Англии ХІХ в.

В пояснительной записке к законопроекту авторства министра экономического развития Тимофея Милованова указано: «В течение длительного времени становления в Украине рыночной экономики действующий Кодекс не успевает за тенденциями развития рынка труда, среди которых потребность в учете процессов глобализации и конкуренции и, как следствие, необходимость бизнеса к оптимизации расходов, в т. ч. и на социальную инфраструктуру, увеличение иностранного инвестирования в национальную экономику, существенное изменение отношения сторон трудовых отношений к традиционным формам их организации. При этом достигается одна из главных задач государственного регулирования — обеспечение достойного уровня оплаты труда и недопущение бедности среди работающих».

Милованов открытым текстом говорит об «оптимизации расходов бизнеса» за счет прав наемных работников. Как поражение рабочего класса в правах будет стимулировать рост занятости и повышение оплаты труда, остается загадкой. Власть действительно полагает, что дискриминация работников и использование их в качестве «топлива» для развития бизнеса и разгона экономики является правильным и целесообразным шагом.

В то же время правительство не выдвигает никаких стратегических целей и структурных маркеров, за счет которых будет расти и развиваться экономика. Непонятно, под какой базис экономического прорыва власть готовит создание «трудового гетто» в стране.

Польша становится еще привлекательнее

В декабре прошлого года г-н Милованов, рассуждая о зарплатах в Польше и Украине, заявил, что отечественные зарплаты достигнут польских показателей через 7 лет: «Догонять еще долго, но сделать это возможно... Сегодня зарплата в Польше примерно в 3,5 раза больше. Если мы догоняем зарплату в Польше на 20% в год, то за 7 лет мы увеличим свою зарплату в относительном измерении к зарплате в Польше в 3,58 раза. То есть сравняем зарплаты».

С точки зрения украинского рабочего, одним из преимуществ работы в собственной стране является возможность защитить свои права на свой труд «дома». Дискриминировав наемных работников, власть отбирает последние доводы о преимуществах трудоустройства в Украине. На таких же «птичьих правах» и за большие деньги украинцы предпочтут работу в Польше, укрепляя тамошнюю экономику. Формальных целей, которые декларирует правительство по стимулированию занятости, уменьшению безработицы и повышению оплаты труда, никак нельзя достичь посредством ущемления трудовых прав работников. Препарирование этих проблем лежит совершенно в иной плоскости управленческого и законодательного инструментария.

Поражение рабочих в правах и ликвидация социальных функций государства в системе координат трудовых отношений не даст никаких положительных эффектов в плане развития экономики. Скорее наоборот, «трудовая дерегуляция» может стать дополнительным мотивом к трудовой миграции и усилить процесс депопуляции в Украине.

Система трудовых отношений в спайке с процессом подготовки кадров и потребностей рынка труда, напротив, нуждается в более тщательном регулировании и планировании. Какими бы преференциями, послаблениями или дополнительными правами ни наделила власть отечественный бизнес, при наличии кадрового голода и дискриминированных работников экономика работать не будет. Разве что польская.

В идее власти по сокращению прав наемных работников прослеживается надежда на «инвестиционное чудо». Мол, создавая максимально благоприятные условия для работодателей в плане использования трудовых ресурсов, в Украину хлынут инвестиции.

О добрых и чудотворных «инвесторах» в Украине говорят еще с момента обретения независимости. Это стало уже частью национального мифотворчества. Дискриминация трудового класса украинцев в Украине никак не будет способствовать воплощению «инвестиционной сказки» в жизнь.

Tags: капитализм, пост-украина, права человека
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su февраль 18, 2019 14:57 10
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment