

В Бабьем Яре стоит памятный крест и мемориальные плиты с именами членов ОУН, - пишет Эдуард Долинский. - Среди них, комендант украинской полиции села Кожанка Якив Шевченко. В августе 1941 года активист ОУН Шевченко казнил евреев села. Впоследствии участвовал в массовых убийствах евреев Фастовского района, доставлял евреев для расстрела в Бабий Яр.
О том, как Якив Шевченко с коллегами убивали местных евреев дал показания полицай А.Иванченко из Кожанки: «В конце августа или начале сентября 1941 конвоировал еврейские семьи... Полиция Фастовского района, которой мы подчинялись, приказала собрать всех евреев в одном месте и приготовить расстрельную яму. Командир полиции села Шевченко приказал своему заместителю собрать евреев в здании школы, это было сделано.
Когда евреев собрали, а их было много, им было приказано работать. В это время нас, рядовых полицейских, позвали. Мы все были вооружены ружьями. Фастовская полиция сообщила нам в тот день, что мы будем расстреливать евреев. Затем фастовская полиция приказала нам найти кого-то выкопать расстрельную яму.
Когда яма на футбольном поле была готова, мы получили приказ привести евреев, работавших в здании школы. Мы сказали им построиться. Затем мы привели их к футбольному полю, где яма была приготовлена. Близко к тому полю евреи поняли, что происходит, начали останавливаться и падать на землю. Тогда мы начали бить их и тащить к яме.
Около ямы члены фастовской полиции приказали прыгать евреям туда. Они опять стали падать на землю и не лезли в яму. Один из фастовской полиции начал стрелять из пулемёта и несколько человек упало...
Когда все евреи были в яме, был отдан приказ стрелять...Когда все евреи были убиты или ранены, командир (Шевченко) приказал копателям закопать яму. После того, как яму закидали землей, оттуда были слышны крики и стоны раненых евреев. Я не знаю, сколько евреев было расстреляно, я их не считал, но могу сказать, что было расстреляно много».
Journal information