varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

К годовщине Иранской революции


Плакаты, посвящённые революции 1979 года. Плакат слева изображает «Бегство шаха и возвращение Хомейни» (1979 год). Плакат справа — свержение статуи шаха

11 февраля в Иране отмечается праздник — День победы революции 1979 года. Декадой ранее, 1 февраля, в Тегеран на самолёте «Боинг» вернулся из эмиграции во Францию 76-летний вождь революции, аятолла Хомейни. И вот, после трёхдневных уличных боёв, шахские гвардейцы капитулировали, армия объявила себя нейтральной. В СССР в те годы оценивали иранскую революцию как «противоречивую», сочетающую прогрессивные и реакционные тенденции. Так оно, в общем, и было.
Леонид Ильич Брежнев на XXVI съезде КПСС озвучил очень по-марксистски грамотную оценку революции: «Особый характер имеет революция в Иране, которая стала крупным событием в международной жизни последних лет.
При всей своей сложности и противоречивости это в основе своей антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить этот её характер… В некоторых странах Востока в последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Всё дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения…»


Свержение статуи шаха в Тегеранском университете революционными студентами. 1978 год



В те годы вышла весьма любопытная книжка С. Агаева «Иран: рождение республики» (М., 1984), в которой автор очень живо и нестандартно анализировал исламскую революцию в Иране. Хомейни он сравнивал с Робеспьером. Автор приводил слова участников революции:
— Мы переживали патриотический подъём. У нас было чувство, что мы на гребне исторических событий. Это был взрыв народной совести, коснувшийся всех нас. Сейчас мы разочарованы. Мы не ожидали, что в стране установится диктатура мулл.
— Как же мы были наивны, когда ради единства согласились отойти от наших собственных требований и верили, что муллы не хотят абсолютной власти.
— «1979 год — год победы невежества над несправедливостью» (надпись на транспаранте в Тегеранском университете, быстро сорванном исламскими активистами).


Иранский плакат с карикатурой на бывшего шаха, за спиной которого стоит шайтан


Тегеран. Настенная роспись на стене бывшего посольства США

Агаев применял в отношении послереволюционного Ирана термин «термидорианское перерождение»: "После падения якобинцев многие во Франции, да и в других странах мира, задавались вопросом: к чему бы пришли робеспьеристы, сумей они одолеть всех своих врагов? Некоторым историкам уже тогда ответ был ясен: не будь термидорианского переворота против робеспьеристской власти, было бы термидорианское перерождение самой этой власти».
Возможно, более правильно сравнивать Хомейни и его сторонников, как это делают некоторые марксисты, не с Робеспьером, а с французскими жирондистами. Только иранские «жирондисты» сумели не просто разбить феодализм шахского режима, но и удержать власть, и расправиться со своими якобинцами, включая не только «исламских левых», но и коммунистов. Такая концепция мне кажется более ясной. Так что и «перерождения» никакого не было: жирондисты — это и есть законченные, готовые к употреблению термидорианцы «под ключ». Так было во Франции (Талейран), так было и в СССР (например, меньшевики Заславский и Майский).
И тогда начинаешь лучше понимать, почему французские монтаньяры устроили своим жирондистам вот это:

Последний ужин жирондистов перед казнью

Сейчас правые очень любят постить вот такие фотки. Это женщины в Иране до революции:


А это после неё, сейчас. И это в лучшем случае, на фотографии изображены довольно раскованно одетые, по иранским меркам, девушки. Одежда пёстрая, платки на головах сдвинуты назад, показывая волосы. А в ином случае у иранских женщин — платок надвинут на лоб и имеет чёрный цвет, как и всё бесформенное одеяние.



Но проблема в том, что «европеизированность» старой шахской элиты точно соответствовала формуле Ленина: «Голый дикарь, который оденет себе на голову цилиндр и вообразит себя поэтому европейцем, будет довольно смешон». Вот 1979 год с этим и покончил... Уничтожение шахской монархии, феодальной аристократии, безусловно, следует считать шагом истории вперёд. Ну, а то, что правые любят жалеть жирондистов на картинке, приведённой выше, и в то же время жалуются на итоги недоделанной «жирондистской» революции в Иране — это целиком относится к области плюрализма в одной голове...


То, что осталось от шахского режима в современном Иране. Сапоги от распиленной статуи шаха в дворцовом комплексе Sa’adabad, туристическая достопримечательность
Источник
.
Tags: иран, ислам, революция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mgu68 october 14, 09:34 21
Buy for 110 tokens
Начну с главного: нужна срочная помощь психологу Борису Петухову, который занимается психореабилитацией детей Донбасса. Времени катастрофически мало. Пост создан близким другом семьи психолога, преподавателя и правозащитника Елены Алекперовой mgu68 и ее мужа, доктора наук, психолога,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments