varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

Заключение Харьковской правозащитной группы о законности введения карантинных мероприятий Кабмина



2 апреля 2020 года Кабинетом Министров Украины принято постановление № 255, которым внесены изменения к ранее принятому постановлению КМУ от 11 марта 2020 года № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2». Постановление запрещает всем физическим лицам, находящимся на территории Украины, до 24 апреля 2020 г.:

- «нахождение в общественных местах без надетых средств индивидуальной защиты, в частности респиратора или защитной маски, в том числе изготовленных самостоятельно»;

- «перемещение группой лиц в количестве более чем два лица»;

- «нахождение в общественных местах лиц, не достигших 14 лет, без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей, других лиц в соответствии с законом или совершеннолетних родственников ребенка»;

- «посещение парков, скверов, зон отдыха, лесопарковых и прибрежных зон, кроме выгула домашних животных одним лицом»;

- «проведение всех массовых мероприятий»;

- «посещение учреждений и учреждений, оказывающих паллиативную помощь, социальной защиты, в которых временно или постоянно проживают/находятся дети, граждане пожилого возраста, ветераны войны и труда, лица с инвалидностью, лица с устойчивыми интеллектуальными или психическими нарушениями, учреждений и заведений, предоставляющих социальные услуги семьям/лицам в сложных жизненных обстоятельствах»;

- «пребывание на улицах без документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство или ее специальный статус».

Пункт 4 указанного Постановления относит к категории тех, кто нуждается в самоизоляции, лиц, которые достигли 60-летнего возраста. Таким людям запрещается покидать жилые помещения. Исключение составляют лица этой категории, которые имеют домашних животных (разрешено пребывание на улице два раза в день), или лица, которые заявили о невозможности обеспечения заботу о них в период самоизоляции другими лицами, им разрешается посещение мест торговли продуктами питания, средствами гигиены, лекарственными средствами, медицинскими изделиями, которые размещены на расстоянии не более чем 2 километра от места самоизоляции, при условии использования средств индивидуальной защиты.

Целесообразность ограничений

Харьковская правозащитная группа считает карантинные ограничения мотивированными соображениями безопасности украинцев и в целом целесообразными за исключением некоторых ограничений.
Так, запрет людям, старшим 60 лет, выходить из дому, является, на наш взгляд, вредным по следующим причинам. По состоянию на октябрь 2019 года 2.5 млн. пенсионеров работало и такая «забота» об их здоровье, вообще говоря, может иметь следствием потерю рабочего места. Кроме того, прогулки на свежем воздухе для многих является медицинской рекомендацией, и отказ от них может привести к прогрессу существующей болезни, например, диабета. Такой запрет противоречит и Рекомендациям ВОЗ и МИНЗДРАВА относительно профилактических мер для противодействия пандемии COVID-19. Для поддержания человеческого иммунитета необходимо достаточное количество свежего воздуха и солнечного света. Ярким примером последствий длительного пребывания в замкнутом пространстве есть осужденные, которые через несколько лет отбывания наказания начинают страдать на ряд тяжелых хронических заболеваний, в частности, и на туберкулез. Учитывая общий неблагоприятный эпидокружении в Украине, запрет покидать дома может спровоцировать вспышку сердечно-сосудистых, аутоиммунных и других заболеваний, в том числе, стать катализатором эпидемии туберкулеза.
Запрет посещать парки, скверы, зоны отдыха, лесопарковые и прибрежные зоны нам кажется чрезмерным, потому что именно такие места и предназначены для прогулок, а запрет перемещаться группой более двух лиц должно исключить скопление людей в таких местах. В предыдущем пункте мы уже приводили причины необходимости прогулок, солнца и воздуха для человека. И хотя прогулки можно совершать и вне парковыми или лесопарковыми зонами, однако такие прогулки являются менее полезными через значительную загазованность воздуха на улицах. Именно рекреационные парковые зоны является лучшим местом для естественной вентиляции легких во время бега или поездки на велосипеде. Такая вентиляция, среди прочего, является хорошей профилактикой пневмоний. К тому же, любые физические нагрузки повышают непрямой иммунитет.
Кроме того, требование постоянно иметь при себе удостоверение личности никоим образом не связано с эпидемией болезни и является, на наш взгляд, нецелесообразным. Складывается впечатление, что оно введено исключительно для удобства правоохранителей, чтобы они могли легко определить, например, имеет человек больше 60 лет, или нет. Но такие практики презумируют что все жители страны являются правонарушителями, и превращают государство в полицейское.

Юридическая и фактическая (не)определенность ограничений

Возвращаясь к тексту Постановления, следует упомянуть неопределенность некоторых терминов и проблема их толкования на практике. Так, на практике, для человека фактическое толкование понятия “лесопарковая зона” является достаточно сложным. Ведь, согласно с «Порядком разделения лесов на категории и выделения особо защитных лесных участков», а именно, п. 5 Приложения 1 к нему, «к лесопарковой части лесов зеленых зон относятся лесные участки с эстетически ценными ландшафтами, предназначенные для массового отдыха населения». Размер лесопарковой части, составляет 25 гектаров на 1 тыс. человек при населении 1 млн. В лесопарковой зоны лесные участки формируются территориальными органами по согласованию с органом исполнительной власти. Они могут и не иметь особых обозначений на местности или ограждений, что делает неопределенным для лица правовой статус такого участка. Поэтому далеко не всегда является самоочевидным, есть участок лесной, то относится к лесопарковой зоне населенного пункта.
Остается неопределенным и знаменитое понятие общественного места, где лицо должно надевать маску. Разъяснения, предоставленные Кабинетом Министров, не имеют силы нормативно-правового акта, а следовательно, могут не приниматься во внимание сотрудниками правоохранительных органов и судами. Единственное законодательное определение общественного места находится в Законе Украины «О мерах относительно предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» и определяет, что общественное место – часть (части) любой здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно или за приглашением, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, остановки транспорта, стадионы. В разъяснениях Постановления, опубликованных на официальном сайте Кабинета Министров, указывается, что перечень общественных мест может быть расширен органами местной власти, и вы в любой момент можете оказаться на территории, которая подпадает под определение «общественное место»». Таким образом, человек не может предсказать, когда и в каком месте она может быть признана правонарушителем.
Учитывая все вышесказанное, человек может оказаться в юридически неопределенном положении, когда не сможет предсказать, какое именно ее действие является правомерным, а какое является противоправным и наказуемым.

Законность ограничений

В своем Постановлении № 255 от 2 апреля 2020 года Кабинет Министров Украины ограничил следующие права человека и гражданина: право на свободу и личную неприкосновенность (Статья 29 Конституции), право на свободу передвижения (Статья 33 Конституции Украины), право на свободу совести (Статья 35 Конституции), право на мирные собрания (Статья 39 Конституции Украины).
Кабинет Министров Украины является высшим исполнительным органом государственно власти, который в силу статьи 6 Конституции Украины может действовать только в способ и в пределах полномочий, предусмотренных законом. В Решении Конституционного Суда Украины от 18 ноября 2004 года № 17-рп/2004 указано, что «осуществление государственной власти на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную означает, прежде всего, самостоятельное выполнение каждым органом государственной власти своих функций и полномочий. Это не исключает взаимодействия органов государственной власти, в том числе предоставление необходимой информации, участие в подготовке или рассмотрении определенного вопроса и тому подобное. Однако такое взаимодействие должно осуществляться с учетом требований статей 6, 19 Конституции Украины».
Европейский суд по правам человека в своей практике подчеркивает, что для каждого Договаривающегося Государства, ответственного за «жизни [своей] нации», предстоит определить, угрожает этой жизни «чрезвычайная ситуация в обществе», и если да, то как далеко нужно пройти, пытаясь преодолеть чрезвычайную ситуацию. Суд отмечает, что в случае публичной необходимости Государство имеет право принимать меры на предотвращение угроз при условии, что такие меры строго пропорциональны ситуации и что они не противоречат другим обязательствам международного права (Mehmet Hasan Altan v. Turkey, §§ 90-91).
Статья 64 Конституции, в дополнение к тех возможных ограничений, которые предусмотрены в конструкции отдельных статей Конституции, касающихся защиты прав человека, устанавливает два исключительные случаи, когда права человека могут быть ограничены, при условии чрезвычайного или военного положения.
Однако в Украине не было введено чрезвычайное положение. Зато внедрены Кабинетом Министров ограничения называются карантинными и вводятся в рамках объявлении чрезвычайной ситуации на территории государства. Правовыми основаниями введения чрезвычайной ситуации является Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней»,.
Согласно Статье 29 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» карантин устанавливает Кабинет Министров Украины. В решении о введении карантина указываются обстоятельства, приведшие к этому, определяются границы территории карантина, утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, их исполнители и сроки проведения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц дополнительные обязанности, которые возлагаются на них.
Согласно статье 30 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» Кабинет Министров устанавливает карантинно-ограничительные мероприятия на территории возникновения и распространения инфекционных болезней и поражений людей.
Ни Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней», ни Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» не могут наделять Кабинет Министров Украины полномочием ограничивать конституционные права и свободы гражданин в силу Статьи 64 Конституции Украины, которая устанавливает возможность таких ограничений только в случае введения военного или чрезвычайного положения.
Конституционный Суд Украины указывает, что «элементами верховенства права являются принципы равенства и справедливости, правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее одинаковое применение, не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу (абзац второй подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части Решение Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп/2005).»
Положения вышеуказанных законов противоречат требованиям Конституции украины и являются неконституционными, ведь они устанавливают широкую свободу усмотрения органов исполнительной власти, в частности, Кабинета Министров Украины и фактически предоставляют возможность реализовывать полномочия, отнесенные Конституцией исключительно к компетенции единственного законодательного органа Украины.
Ограничения, которые были приняты Постановлением Кабинета Министров от 2 апреля 2020 года, могут быть установлены исключительно в случае введения чрезвычайного положения в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения». Согласно этого закона «чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан ..., устранение которой другими способами является невозможным. Чрезвычайное положение вводится в случае возникновения особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в частности, пандемии».
Статья 5 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» определяет, что чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.
Постановление Кабинета Министров содержит ряд ограничений, которые не могли быть установлены во время чрезвычайной ситуации и требовали введения механизма чрезвычайного положения, который вводится по решению Верховной Рады Украины.
Запрет выходить из дома людям старше 60 лет составляет, по сути, круглосуточный домашний арест без какого-либо судебного решения, является непропорциональным ограничением права на свободу, а следовательно, является не только нецелесообразным, но и незаконным.
Таким образом, принятое Постановление Кабинета Министров не отвечает нормам Конституции Украины (Статья 3, 6, 64, 92 Конституции Украины) и является незаконной. Ограничения прав человека, установленные ею, не соответствуют принципу соразмерности и общественной необходимости, и не могут быть оправданными лишь одной целью предотвращения распространения эпидемии коронавирус.

Выводы

Эпидемия COVID-19 является тяжелым испытанием для Украины. В эти сложные времена, мы все – государственные служащие, политики, представители правоохранительных органов, общественные активисты, волонтеры и простые граждане –֪ должны объединиться ради одной общей цели: спасения человеческих жизней. В то же время Харьковская правозащитная группа настаивает, что, несмотря на кризисные явления в обществе, Украина должна оставаться правовым и демократическим государством. Принятия решений органами государственной власти вне пределов их полномочий, к которым, по нашему мнению, относится и Постановление Кабинета Министров Украины №255 от 2 апреля 2020 года, является недопустимым шагом к произволу власти и хаоса в обществе. Поэтому мы призываем органы государственной власти строго придерживаться Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов, независимо от того, какими бы искренними не были их намерения. Dura lex sed lex.

Рекомендации

Ввести в Украине режим чрезвычайного положения с соблюдением следующих требований:
Инициировать надлежащую правовую процедуру введения режима чрезвычайного положения, обеспечив парламентское обсуждение законопроекта о режиме чрезвычайного положения;
Инициировать участие общественности, правовых экспертов и правозащитников в обсуждении возможных ограничений прав человека;
В Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденный Верховной Радой Украины предусмотреть лишь те меры, которые будут направлены на борьбу с пандемией коронавирус;
Установить гарантии запрета органам безопасности злоупотреблять своими полномочиями в условиях чрезвычайного положения, в частности, не позволять несанкционированные судом обыски, конфискацию имущества и установление слежки за помощью телекоммуникационных систем;
В Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, выработать конкретный понятийный аппарат, который будет действовать во время противоэпидемиологических мероприятий («общественное место», «личные средства защиты» и прочее), таким образом устранив правовую неопределенность.
2. Ослабить требования самоизоляции для лиц старше шестьдесят лет, позволив им ежедневные пешие прогулки продолжительностью до одного часа и возможность посещать продуктовые магазины и аптеки три раза в неделю;

3. Разрешить всем посещение парков, скверов, зон отдыха, лесопарковых и прибрежных зон для одиночных пеших прогулок и одиночного занятия спортом;

4. Отменить обязанность иметь при себе документы, удостоверяющие личность, гражданство или специальный статус во время выхода на улицу.

Перевод при помощи панели Гугл
Ссылка - http://khpg.org/index.php?id=1586221405

Tags: права человека, хроники коронобесия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 110 tokens
Зеленский, видимо, продолжает традицию Порошенко, считать, что дети Донбасса - это террористы. Сколько родилось за время войны, которые еще не знали слова "мир", уже не сосчитать. Сколько погибло их, сколько ранено, сколько потеряли своих родителей, уже не сосчитать тоже. Мой ребенок среди них... Я…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment