varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Украинский национальный солидаризм - гармония между «покорным мужиком» и своим «добрым паном»

Солидаризм 1.jpg
Украинские СМИ, находящиеся, как вы знаете, в руках олигархов, назойливо вбивают в мозги, что эпидемия коронавируса не щадит ни бедных, ни богатых, что болеют не только "маленькие украинцы", "серые люди", но и "элита нации" - дети олигархов, депутаты, всяческие звезды. Поэтому не время протестовать и возиущаться нашей зрадлывой элитой, а следует всем объединиться в национальной солиарности. такой себе солидаризм XXI века.

 Напомню, что истоки современного украинского солидаризма нужно искать в галицийском солидаризме первой трети ХХ века.

О «братьях по крови и духу»

Еще Михаил Грушевский объявил движущей силой истории «чувство близости и солидарности». Существовало большое количество концепций украинского национального солидаризма. Здесь утверждения об «общеукраинском идеале», «национальном обруче», о «братьях по крови и духу», разговоры об «обществе национальной гармонии», где будет царить «идиллия счастливых гречкосеятелей». «Украинец является украинцу братом, -- утверждалось в изданной в 1939 г. Во Львое книге «Толпа, стадо или общество», -- а между украинцами должен властвовать закон взаимной любви и солидарности».

Украинский национальный солидаризм виделся его идеологам как гармония между «покорным мужиком» и своим «добрым паном». Рисовались пасторальные картины «межклассового компромисса» на украинской этнографической территории между неимущими украинцами и их родными эксплуататорами. Фундаментом существования «здорового украинского организма», -- указывалось в изданной в 1936 г. Во Львове книге С. Барана «Народ без земли – рыба без воды», -- «является частная собственность, которая должна быть неприкосновенной».

В условиях сотрудничества Организации украинских националистов с фашисткой Италией и нацисткой Германией было бы удивительным, если бы она не взяла на вооружение солидаристскую фразеологию. «Главным для национализма, -- писал один из теоретиков ОУН Ю. Вассиан, -- является момент национального единства, его безусловное удержание», с тем, чтобы «единство нации становилось бы постоянной основой органической связи между всеми ее разветвлениями» (Цит. По Ю. Римаренко, «Український буржуазний націоналізм – ворог інтернаціонального єднання трудящих, К., 1970 р., с. 15).

Смысл оуновского национального солидаризма заключался в постулате: «не партийность и не классовость, а консолидация, всеукраинскость и интеграция». Такой подход был с одной стороны, перепевом гитлеровских идей, с другой – направлен на подчинение своему влиянию остальные националистические группы, действовавшие на землях, находившихся под белопанской Польшей.

Оуновцы выдвинули лозунг объединения всех классов на солидаристской основе. Именно на принципах социального мира и украинской солидарности строилась догма нациократического государства Сциборского. Его последователи в своих политических программах также провозглашали «строй солидарности всех производителей-украинцев» или «солидарное сотрудничество всех полезных слоев». Еще на ΙΙ Великом сборе ОУН (1941 г.) был выдвинут принцип построения самостийной Украины на основе «производительного солидаризма». Он оставался неизменным и в последующих программных документах националистов.

Камнем преткновения для националистических апологетов концепции национального солидаризма стал вопрос о сохранении эксплуатации и наемного труда в «нациократической солидаристской державе». Для того чтобы завуалировать эту проблему, они прибегли к демагогическим эвфемизмам, призванным скрыть сущность общественных отношений при капитализме. Так Ярослав Стецько, провозгласив обтекаемую концепцию «солидаризма труда производительных слоев общества», предлагал вообще предать забвению понятие «наемный труд» и заменить его термином «разный труд». Для этого, считал Стецько, нужно воспитывать у «серых работников» чувство, что они трудятся не на эксплуататоров, а на благо нации. При выполнении этого условия, писал Стецько, идея наемного труда отойдет к «либерал-демократическому прошлому». Необходимо только внушить стоящим на низшей ступени иерархической лестницы капитализма, что они являются образцом служения нации. Это надо сделать из опасения, что «рабу дало меч в руки отрицание в человеке человека» (Стецько-Карбович. Я. За новий суспільний лад, Б. м., Б. р., Ч. 1, с. 9).

Выдвинув идею объединения експлуататоров и эксплуатируемых в рамках одной нации, теоретики «национального солидаризма труда» объявили об их формальном равенстве. В чем же состояло это равенство? Оуновец М. Орлик писал о равенстве всех «перед обязанностью труда». То есть, труд капиталиста по выколачиванию прибыли из своих работников и труд наемных работников делают их равными в самостийной Украине. Программный документ ОУН «Наші цілі» утверждал, что конечной целью борьбы националистов является строй солидарности, идеотрудократия, и, как сегодня это делают старые-новые "водители" "украинцев, пообещал установление равенства для всех при жизненном старте.

Солидаризм исповедовало и Украинское национальное объединение (УНО) – националистическая организация, действовавшая в 30-40-е годы в Закарпатье. УНО выдвинуло модель солидаризма в таком варианте: «У нас не будет взаимно враждующих членов – рабочих и капиталистов». Что же тогда будет? «А будет, -- указывалось в программе УНО, -- единый украинский форнт труда, все будут работчими, один будет за плугом, другой за станком, третий в лаборатории, четвернтый в науке». Будут «не классы, а категории, которые определяет нация» (Карпатська правда, 24 жовтня 1926 р.// Цит. по: Ю. Римаренко, «Буржуазный национализм и клерикализм», Политиздат Украины, 1986 г.). В результате этой нехитрой операции капиталисты превратились в рабочих. Так и видится, к примеру, Ахметов с плакатом «Я рабочий солидарной нации».

На принципах корпоративного государства фашистского типа

Сначала униатская церковь старалась не афишировать свою духовную опеку над ОУН, особенно, учитывая ее причастность к гитлеровским спецслужбам. Но вслед за признанием католическим епископатом Германии нацистского режима униатский клир выступил с заявлением, что «украинский национализм не является каким-то исключением… он родной брат всех европейских национализмов». После этого концепция национального солидаризма быстро вписалась в униатский принцип христианского солидаризма, расширив обоснование общности интересов эксплуататоров и эксплуатируемых уже в пределах «вселенской божьей семьи народов», в борьбе за единомыслие, взаимоответственность, общее благо и долг всеобщей любви.

Идею национального солидаризма украинские националисты вкупе с униатским клиром воплощали в жизнь путем создания разного рода «бесклассовых» украинских кооперативов и объединений, «демократических», «крестьянских» организаций. Это «Народная торговля», «Союз украинских кооператоров», страховые компании «Днестр», «Земельный банк ипотечный», «Украинский банк» и другие. Это были организации спекулятивного толка, которые быстро превратили кредитование украинского сельского населения в орудие грабежа.

Интересно, что такие националистические лидеры, как К.Левицкий, А. Луцкий, И. Павловский и другие, сами были фабрикантами, владельцами крупной недвижимости, помещиками. «Наши «родные» господа-директора показывают, -- писала в 1931 г. Газета «Сель-Роб», -- что они не хуже других капиталистов умеют грабить и эксплуатировать рабочих, урезая им и без того мизерный заработок… А наши ундофашистские господа (Украинское национально-демократическое объединение (УНДО), – Авт.), которые так много кричат о национальном единстве, хотят украинского рабочего держать как собаку на цепи».

Самым крупным землевладельцем и «украинским кооператором» была униатская церковь. По статистическим данным за 1925 год в руководящих органах кооперативов было 25 процентов духовенства, а 70 процентов акций «Земельного банка ипотечного» принадлежало самому митрополиту Шептицкому. В 1935 г. Церквям, костелам и монастырям во Львовском, Станиставском и Тернопольском воеводствах принадлежало более 220 тыс. гектаров земли.

Общественное устройство самостийной Украины с позиций украинского солидаризма должно было базироваться на принципах корпоративного государства фашистского типа. Корпоративизм представлял собой преобразование профессиональных союзов фашистских государств в отраслевые корпорации, как бы объединяющие лиц наемного труда и предпринимателей, естественно, в интересах последних. Основным его принципом являлось требование «делиться не на классы, а на корпорации».

В фашистской Италии, например, во главе 22 корпораций, соответствовавших различным хозяйственным отраслям, стоял Национальный совет корпораций, в который входили капиталисты, крупные землевладельцы, представители фашистской партии и немногочисленные представители людей наемного труда. Принцип выборности был упразднен, а членов Национального совета назначало правительство.

В нацистской Германии профсоюзные организации также были упразднены, а вместо них был создан так называемый «Немецкий рабочий фронт», куда с целью превращения его в орган классового сотрудничества были включены организации предпринимателей. Патроном «Немецкого рабочего фронта» стал Гитлер, а руководителем был назначен нацистский функционер Лей.

В «Хартии труда», принятой Большим фашистским советом Италии, указывалось, что « корпоративное государство смотрит на частную инициативу в области производства как на наиболее действенное и наиболее полезное для интересов нации орудие» (Г. Филатов, Крах итальянского фашизма, М., 1973 г.).

Националистические теоретики полностью взяли на вооружение социально-экономические концепции фашизма. Уже упоминавшийся М. Орлик призывал более конкретно использовать опыт корпоративно-синдикалистского порядка и национально сословного устройства Германии в создании корпораций в таких хозяйственных отраслях как промышленность, земля, торговля (М. Орлик, «Ідея і чин України», Б. м., 1940 р.).

Идеи фашистського корпоративизма в модель галицкого «солидаристского национального организма» охотно включила и униатская церковь. Ссылаясь на то, что «корпоративный строй завела у себя фашистская Италия», униатский богослов Н. Конрад писал: «корпоративний строй устраняет классовую борьбу и осуществляет естественный солидаризм между индивидами, классами и общими интересами граждан» (Цит. по: «Правда про унію: Документи і матеріали», Л., 1981 р.).

Конструирование схемы общественного устройства УССД на солидаристских началах в виде фашистского корпоративного государства. должно было обеспечить господство «ініціативної меншості» над «пасивною більшістю».

Как раз накануне нападения нацистской Германии на Украину ΙΙ Великий сбор ОУН пообещал построить в грядущей самостийной Украине общество «на засаді продукційного солідаризму і рівноправності всіх працюючих». Тимошенко также объявила, что идеология ее политической силы – солидаризм, и пообещала, что «Украина будет первой страной, которая покажет высокий класс в этом»


Tags: капитализм, национализм, стецько, уния
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mgu68 октябрь 14, 09:34 18
Buy for 110 tokens
Начну с главного: нужна срочная помощь психологу Борису Петухову, который занимается психореабилитацией детей Донбасса. Времени катастрофически мало. Пост создан близким другом семьи психолога, преподавателя и правозащитника Елены Алекперовой mgu68 и ее мужа, доктора наук, психолога,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment