varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

«Сталинское метро» или недостроенные железнодорожные тоннели под Днепром в Киеве


Кессон в урочище Наталка около Оболони - один из артефактов "Сталинского метро" - предвоенной стройки №1 НКПС, предполагавшей прокладку железнодорожных туннелей под Днепром.

Строительство велось в 1938-1941 годах, сдача в эксплуатацию планировалась на 1944 год. Идея построить тоннели была вызвана военной необходимостью - железнодорожные мосты было легко разрушить, прервав подвоз боеприпасов и пополнений для частей, обороняющих Киев.
Были заложены два тоннельных перехода под руслом: Северный (Оболонь - Выгуровщина) и Южный (Жуков остров - Осокорки).

После начала войны строительство заморозили, а в 1944 году возобновили, но к 1948 году признали бесперспективным в связи с появлением у вероятного противника ядерного оружия.

===================================================


«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром (Київ)
1. Титул №10, или кессон на Оболони. Единственный объект Северного железнодорожного туннеля под Днепром.

Эти объекты называют по-разному. И «Сталинское метро», и «Строительство №1», и «Титулы». Долгое время история этих сооружений была засекречена. Однако в архивах был найден документ, который приоткрыл завесу над странными недостроями на берегу Днепра. Этим документом было Постановление Совета Народных комиссаров УССР и ЦК ВКП(б)У «О Строительстве №1» 1938 г. . Как известно, Советский Союз хорошо готовился к военному нападению и Второй Мировой войне. Поэтому в 1938 г.. на Киевщине построили укрепрайон из дотов. А для обеспечения надежной переправы через Днепр Сталин весной 1938г. предложил построить два железнодорожных тоннельных перехода (Северный и южный) в районе Киева, для дублирования железнодорожных мостов. «Строительство №1» было самым большим оборонным строительством в те времена. В начале работ было задействовано 5 тыс. работников. А в 1940 году - уже 20 тыс.. Работы велись на огромной территории в радиусе 25 км.. Для строительства были построены душкомбинаты, общежития, подъездные пути (в том числе железнодорожные), линии электропередач, отделения сберкасс, организованы энергопоезда. Стройка была своеобразным государством в государстве. Для поддержания правопорядка была собственная охрана, отделение милиции и два оперативных пункта (!).

В первом полугодии 1939г намыли берега и провели укрепительные работы. Во втором полугодии 1939г проложили подъездные автомобильные и железнодорожные пути. В конце года начали строить кессоны. При строительстве тоннеля под Днепром в феврале 1941 года, на Титуле №4, произошла авария - проходческий щит вышел за пределы почвы дна в зону плывунов. Воздух с тоннеля вырвался на поверхность воды и тоннель затопило. Затем были работы по его восстановлению. Но Вторая Мировая война остановила строительство. Хотя работы велись вплоть до июля 1941го. Когда немцы добрались до Киева была дана команда законсервировать строительство. Проходческие щиты и тюбинги затопили, оборудование и технику вывезли по железной дороге. А что осталось засыпали землей. В августе 1944го было принято постановление о возобновлении строительства туннельного перехода. Но в 1949 году строительство было остановлено как нецелесообразное. Затем, в 1950-х пытались откачать воду из туннелей. Подняли неиспользованные трубы и тюбинги. Позже они были использованы на строительстве станций киевского метрополиитена («Вокзальная» и «Политехнический институт»).

Пост получился очень объёмным. Блог не пропускает. Поэтому пришлось разделить на две части. В этой части - Титул №10 и Титулы №2 и №3.


«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
2. Схема туннельных железнодорожных переходов. (Хоть и на украинском, но думаю итак всё понятно).

«Строительство №1» было масштабным и состояло из многих объектов:
Портал - Водпропускной тоннель (труба) под насыпью для железной дороги. Сохранился.
Титул №10 - Кессон на Оболони. Сохранился.
Душкомбинат у Титула на Оболони - Сохранился, но дом используется.
Титул №9 - Кажется, это просека под железную дорогу в Бортничах.
Титул №8 - ТЭЦ у нынешнего железнодорожного вокзала. Сохранилась.
Титул №7 - Железнодорожные насыпи для энергопоездов, остатки бетонных резервуаров и фундаментов у Титула №6.
Титул №6 - Тоннель, построенный открытым способом (построили 700 м.). Сохранился.
Титул №5 - Смонтированная тоннельно-кессонная секция. Пройдено 240 м. В сторону титула №6. Исследовать подземную часть нереально, потому затоплена и забутована (?). Наземная часть расположена на территории складов. К тому же, оголовка, как такового, нет - была только шахта.
Здания душкомбината, кочегарки и несколько бараков у Титула №5 - Насколько известно не сохранились. К тому же они на территории складов.
Титул №4 - Смонтированная тоннельно-кессонная секция. Расположенная на территории филиала Судостроительного завода.
(Забутована, но наземную часть можно увидеть. Если преодолеть охрану)
Титул №3 - Смонтированная тоннельного-кессонная секция. На глубине 30м. было пройдено 200 м. в направлении титула №2.
(Забутована, но наземную часть можно увидеть.)
Титул №2 - Тоннель, построенный открытым способом (построили 90 м.). Доступ затруднен из-за того, что тоннель находится посреди дачного массива.
Титул №1 - Подготовительные работы для строительства тоннеля (около села Бортничи (ныне - массив Бортничи в составе Киева).

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
3. Еще одна схема туннельных железнодорожных переходов.

Вы здесь спросите: «А что такое "Титул"?» «Титулами» называли объекты железнодорожного строительства. Душкомбинат - это здание, располагалавшееся возле шахты, в которой располагались бытовые и административные помещения.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
4. Туннельный-кессонная станция. Конструкция, которая служит для образования рабочей камеры под водой, или в пластах с содержанием воды.
Кессон сооружается на поверхности. И углубляется за счет собственного веса и выемки грунта. В кессоне устанавливались проходческие щиты, которые бурили тоннель.

Итак, первый объект истории - Титул №10, или кессон на Оболони. Первая попытка прядь была осенью 2014г.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
5. Путь пролегал через Оболонскую набережную. До осени 2014г здесь я ещё был. Хотя массив Оболонь знаю давно.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
6. Прикольный знак :)

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
7. Не хочу вас перегружать оффтопиком, но местность вокруг кессона тоже интересна. И не только набережной. На берегу Днепра можно увидеть остатки от шоу-парка «Золотые ворота».

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
8. А вот и кессон. Кессон остался только на Оболони. В других местах они или под землей, или не успели смонтировать. Сохранился хорошо. Но недострой - это недострой. Просто бетонная коробка. Да и что может быть еще? Насколько известно, рельсы не проложили ни в одном из тоннелей "Строительства №1".

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
9. С другого ракурса. Кажется, будто антенны торчат из кессона.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
10. Выглядит эпично.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
11. Западный портал кессона.
Как видно на схеме, кессон состоит из трех секций, отделенных перегородками.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
12. К сожалению, здесь оказалось не все так просто. Бетонная перегородка по высоте такая, что ногу так не задеру. А подтягиваться - не мой конек. ; D
Не оставалось ничего, кроме как удовлетвориться фотками снаружи и посмотреть портал с противоположной стороны.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
13. Восточный портал кессона.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
14. Здесь перегородка немного ниже. Поэтому залез в боковую секцию.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
15. Но вторую перегородку, отделяющую центральную секцию, преодолеть не смог. Высоковато.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
16. Поэтому пофоткал, что смог достать.
Вот здесь видно трубы для кабелей (не знаю, как их назвать) в кирпичной перегородке.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
17. Оголовок кессона. А так хотелось сфоткать его снизу.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
18. Решетка на потолке кессона.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
19. Ствол кессона.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
20. Возлекессона есть душкомбінат. Интересно, что он выделяется на фоне более современной застройки (когда строили кессон массива Оболонь не было).
Домик используется (видимо, как офисы).

Немного расстроился из-за того что не удалось нормально полазить. Но рад, что и так пофоткал.
По приходу домой нашел видео, где у кессона были поддоны, по которым залезали внутрь. А когда я лазил, их не было. Вот облом!

Поэтому решил отложить сталк на следующий раз. Вторая попытка оказалась более удачной.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
21. После неудачной попытки сталка не оставил намерения полазить по кессону. Были надежды, что кто-то таки догадается принести поддоны.
Подходящее время получилось через год, в 2015. Как раз снова пришлось побывать на Оболони. Друзья согласились составить компанию и в этот раз. Даже те, кто не интересуется абандонами.

Хотя прогулка также была осенью, в этом году на деревьях еще были листья. Поэтому кессон хорошо замаскировался.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
22. К счастью, кто-то таки принес поддоны. Поэтому спокойно пробрался в боковую секцию с западного портала.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
23. Сам удивляюсь, насколько сильным было желание самому все отфоткать. К центральному отсеку залез по насыпи, трубе, уступам. С этой стороны перегородку пошатали, поэтому залезть было легче.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
24. Вау! Центральная секция кессона.
Здесь раньше проводили вечеринки.
Друзья чего-то не захотели полезть :)

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
25. Недострой. Но сохранились какие-то тумбы и ходок под землю.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
26. Самое интересное! Лестница куда-то вниз (судя по схеме - в отсек откачки пульпы). На дне - забросано мусором. Может, если б не один залез, то можно было бы подробнее исследовать. Но ходок точно никуда не ведет.

«Сталінське метро» або недобудовані залізничні тонелі під Дніпром
27. Ствол кессона. Ради такого кадра стоило лезть внутрь. Хотя от такого зрелища кружилась голова.
Вымазался, но доволен :)
Источник
.

Tags: история, киев, ссср, сталин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 26
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment