varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

В США происходит культурная революция по Грамши


То, что происходит в США, можно назвать «грамшианской революцией».
Антонио Грамши является одним из создателей Коммунистической партии Италии. Во время тюремного заключения пишет свою доктрину, которая после его смерти издана под названием «Тюремные тетради».
Грамши создал новую теорию государства и революции - для городского общества, в отличие от ленинской теории, созданной для условий крестьянской России. Ключевой раздел труда Грамши - учение о культурной гегемонии.
В своей работе Грамши определяет марксизм, как логическое завершение модернизма. На смену ему приходит новый принцип, который он называет "имманентностью", которую он противопоставляет «трансцендентности» (духовному). Имманентность стремится только к земному, материальному  и совершенно игнорирует все, что выходит за его рамки. Грамши также считает, что человек может и должен все менять и проповедует абсолютный антропоцентризм (человек – центр всего), под маской гуманизма.
Политическое же общество это совокупность организмов, которые занимаются прямыми принудительными функциями в обществе, с помощью юридических, политических и военных аппаратов власти. Оба этих общества и составляют совместно надстройку. В нормальных условиях они солидарны, говорит Грамши. Кризис наступает тогда, когда между ними происходит раскол, когда политическая власть и интеллектуальная гегемония начинают противостоять друг другу. Из этого следует важное заключение: для захвата власти нет необходимости менять экономический базис, а необходимо захватить и изменить ту часть надстройки, которая соответствует гражданскому обществу, создающему общественное мнение во всем обществе.

Такая революция совершается не рабочими и не стихийно действующими массами (которым Грамши вообще не доверяет), а интеллигентами, организованными вокруг «идей и мнений»,  которые, «не зарождаются  спонтанно, но исходят из центра, где они формируются, откуда они излучаются, распространяются и внушается». Эти интеллигенты должны осуществлять «молекулярную агрессию» для того, чтобы постепенно, шаг за шагом, проникать в религиозные, философские, научные, артистические и вообще культурные «крепости». Нет необходимости брать приступом Зимние дворцы, а нужно брать "казематы культуры", учит Грамши.
Грамши особенно подчеркивает, что сперва необходимо разрушить в обществе предыдущее мировоззрение, а затем внедрять новое сознание. Только его развитие до конца сможет обеспечить создание "нового порядка". Для этого, интеллигенты, действующие молекулярно, должны подтачивать и разрушать это предыдущее мировоззрение, и бороться за устранение основных принципов, составлявших доселе мыслительную структуру общества. Проникая ко всем рычагам культуры и общественного мнения, они должны добиваться слома и сноса этих принципов и устранения всех тех, кто их будет защищать. Для этого, учит Грамши, необходимо лишить защитников этих принципов "всякого духовного престижа... путем постоянной разъедающей критики. Эта критика должна сеять сомнения, скептицизм, лишать их морального престижа... она должна уничтожить их верования и их учреждения...". Для подрыва гегемонии надо воздействовать не на теории противника и не на главные идеологические устои власти, а на обыденное сознание, на повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру.

"Молекулярное подтачивание предыдущего мировоззрения" и "устранение основных принципов общества" несомненно вызывают смуту в обществе. Таким образом, очевидно, что смута является последствием таких акций, а не самозарождающимся и стихийным процессом. А искомым последствием самой смуты являются мутации в духовном ядре общества. Значит, причиной смуты в рамках одной Цивилизации является  агрессия  другой Цивилизации, с целью уничтожения духовного ядра (отличительной культуры) первой из них.

В логике учения Грамши велся подрыв гегемонии социалистических сил в СССР и странах Восточной Европы в 70-80-е годы. Этому служил и самиздат, и передачи специально созданных на Западе радиостанций, и массовое производство анекдотов, и работа популярных юмористов или студенческое движение КВН в СССР. Массовая «молекулярная» агрессия в сознание велась непрерывно и подтачивала культурное ядро.

Особое значение имел театр. В США сделаны диссертации о роли театра в разрушении культурного ядра социалистических стран. Так, например, рассмотрена работа известного в ГДР театра Хайнера Мюллера, который в своих пьесах ставил целью «подрыв истории снизу». Это - типичный пример явления, названного «анти-институциональный театр», то есть театр, подгрызающий общественные институты. Согласно выводам исследования, постановщики сознательно «искали трещины в монолите гегемонии и стремились расширить эти трещины - в перспективе вплоть до конца истории». Концом истории издавна было названо желаемое крушение противостоящего Западу «советского блока».

Вершиной этой «работы по Грамши» была, конечно, перестройка в СССР («грамшианская революция»). Она представляла собой интенсивную программу по разрушению идей-символов, которыми легитимировалось идеократическое советское государство. Мир символов упорядочивает историю народа, общества, страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. В отношении прошлого символы создают нашу общую память, благодаря которой мы становимся народом. В отношении будущего символы соединяют нас в народ, указывая, куда следовало бы стремиться и чего следовало бы опасаться. Тем свойством, благодаря которому символы выполняют свою легитимирующую роль, является авторитет. Символ, лишенный авторитета, становится разрушительной силой - он отравляет вокруг себя пространство, поражая целостность сознания людей.

Как писал известный католический богослов Р.Гвардини, «разрушение авторитета неизбежно вызывает к жизни его извращенное подобие - насилие». Огромным экспериментом был тот «штурм символов», которым стала Реформация в Западной Европе. Ее опыт глубоко изучил Грамши при разработке учения о гегемонии. Результатом Реформации была такая вспышка насилия, что Германия потеряла 2/3 населения.


И теперь эта «культурная революция» бумерангом вернулась туда, где идейно ковалась
Tags: информационные войны, культурная революция, протесты, сша, цветные революции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 26
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments