varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Categories:

18 июня 1937 года начался беспосадочный перелёт Чкалова в Америку через Северный полюс



18 июня 1937 года экипаж самолёта «АНТ-25» (Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков) начал беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — США, успешно завершив его 20 июня приземлением на аэродроме города Ванкувер.

Одним из экспонатов Национального исторического музея США в форте Ванкувер, расположенном на месте приземления в Пирсон Филд туполевского транспорта, совершившего первый трансполярный перелет через Арктику, является книга "Красный гром среди ясного неба".

Он совершил нежданную посадку в этом местечке, неподалёку от Портленда, 20 июня 1937 года, и с тех пор ежегодно, уже более 80 лет, здесь проходят памятные мероприятия в честь этого события, на которых отдают дань мужеству героев оставшейся в истории страны.

.

лётчик Валерий Чкалов
лётчик Валерий Чкалов

Простые американцы гордятся тем, что их малая Родина стала конечной точкой знаменитого перелёта, ощущают свою причастность к свершению русских лётчиков и, как ни странно, лучше нас хранят эту страничку истории страны Советов.

Они смогли передать через поколения свою гордость за испытанные в тот летний день торжество и радость. Им тогда завидовал весь мир. Это было одно из самых ярких событий до первого полета в космос Юрия Гагарина. Печально, что об этом больше помнят в Америке.

лётчик Георгий Байдуков
лётчик Георгий Байдуков

В Ванкувере, штат Вашингтон, собираясь в церковь, люди одевали свою лучшую одежду. Генерал-командующий Департамента армии США наслаждался кофе в офицерском доме. Высшие силы вносили свои коррективы в разворачивающиеся над побережьем события, а экипаж Валерия Чкалова ещё находился над Юджином, штат Орегон.

Из-за большого перерасхода топлива, постоянный встречный ветер над океаном, командир корабля принимает решение не идти на Окленд, штат Калифорния, и меняет курс на Портленд. Предупредили по рации о другом месте посадки, успокоили себя тем, что всё равно это Америка.

штурман Александр Беляков
штурман Александр Беляков

63 часа 16 минут они затратили на то, чтобы перекинуть мост через крышу мира от Москвы до Пирсон Филда в Америке. "Вот и всё", - прошептал Чкалов. Смертельная опасность, кислородное голодание, физическое истощения и простуда, а ещё обрушившаяся мировая слава на плечи трёх героев из СССР.

Экипаж готовит двигатель АМ-34 АНТ-25 перед вылетом 18 июня 1937 года
Экипаж готовит двигатель АМ-34 АНТ-25 перед вылетом 18 июня 1937 года

Назовём их имена:


  • лётчик Валерий Павлович Чкалов;

  • лётчик Георгий Филиппович Байдуков;

  • штурман Александр Васильевич Беляков.

За их плечами уже был исторический перелёт через всю страну от Москвы до Дальнего Востока, с посадкой на острове Удд, позже переименованного в остров Чкалова. Тогда их самолёт был удостоен эксклюзивного титула «Сталинский маршрут».

Это событие хорошо освещено в русскоязычном Интернете, так что мы лучше вернёмся в Америку, где можем найти больше неизвестных нам фактов. Вернёмся к конечной фазе путешествия из старого Света в новый. Героические преодоления экипажа над белым материком нам уже известны.

Первые снимки на американской земле сделали простые фермеры, молодые люди Моррис Гиллис и Гарольд Холмс, в момент посадки красного самолёта загружавшие молоко в свой грузовичок.

Первое фото в Америке. АНТ-25 с фигурой Чкалова
Первое фото в Америке. АНТ-25 с фигурой Чкалова

Опасаясь повторения истории с самолётом Линдберга в Париже, после Трансатлантического перелета, десятью годами ранее, когда он был разобран на сувениры встречающей на аэродроме толпой, Чкалов помахал красными крыльями встречающим в аэропорту Лебединого Острова в Портленде и пролетел далее, через реку Колумбия.

Посадку совершили на поле, имеющем только треть необходимой длины. Верхушки елей расчесали брюхо самолёта, но зато он смог остановиться без грубой помощи фермерского ограждения, помогли закрылки. Встречающий посол остался в Окленде, а в Портленде взволнованные американцы с флажками.

Встреча
Встреча

Понадобилось время, чтобы дождаться встречающих. Позже американским чиновникам и майору Полу Э. Берроузу из 31-й наблюдательной эскадрильи, Чкалов передаёт запечатанный барограф, подтверждающий беспосадочный перелет на 5288 миль

Телефонный звонок находит генерала Джорджа С. Маршалла в том же доме, где он пил кофе. Дрожащим голосом механик Р.Ф. Спендер (говорящие инрциалы) сообщает: «Это тот самолет, сэр! Этот большой русский самолет! Он приземлился здесь!».

Чкалов передаёт запечатанный барограф
Чкалов передаёт запечатанный барограф

Ещё какое-то время тратится на поиски и доставку русскоговорящего студента Джорджа Коцмецкого. К моменту прибытия генерала вокруг самолёта уже собирается приличная толпа. Высокопоставленный военный представляется и приветствует пилотов на американской земле.

Чкалов ударяет по борту самолёта и зовёт друзей выйти со словами: «Байдук, выходите, генерал Маршалл приехал». И слышит в ответ:

Генерал Джордж К. Маршалл, командир Ванкуверской казармы, приветствовал трех российских летчиков в своем доме
Генерал Джордж К. Маршалл, командир Ванкуверской казармы, приветствовал трех российских летчиков в своем доме

«Так кто приехал, генерал или маршал?». Потом разобрались, что маршалов в американской армии не бывает.

Горячий прием в Пирсон Филде и Портленде стал только началом месячного турне по Соединённым Штатам. Вспышки фотокамер, артиллерийские салюты, море цветов и красивых девушек, лавровые венки от королев красоты, праздники и парады с кульминационным торжественным проездом по запруженным людьми улицам Нью-Йорка, куда с визитом прибыл Президент США Франклин Делано Рузвельт.

Памятный обелиск
Памятный обелиск

В 1974 году русские моряки в порту Ванкувера попросили указать дорогу к памятнику Чкалова и его экипажа, чем сильно смутили хозяев. Год спустя они исправили положение. Монумент был открыт. На торжество были приглашены Байдуков и Беляков, а также дети Валерия Павловича Игорь, Валерия и Ольга.

Георгий Байдуков на торжественном открытии сказал: «Мы принесли дружбу на крыльях самолета». Простые слова, для простых, далёких от политики, людей. Надо их помнить в сложных реалиях настоящего времени.

Суперинтендант Трейси Фортманн с добровольцами на ежегодном мероприятии
Суперинтендант Трейси Фортманн с добровольцами на ежегодном мероприятии




«Сталин очень любил русских, — рассказывал маршал авиации Голованов. — Сколько раз Чкалов напивался у него до безобразия, а он все ему прощал — в его понимании русский человек должен быть таким, как Чкалов» (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 229).

Газета «Нью-Йорк Таймс» написала по поводу путешествия «Москва—Петропавловск»: «Этот перелет возвещает всему миру, что советская авиация действительно способна догнать и перегнать страны Запада, что Советский Союз не только имеет превосходных пилотов и конструкторов, но что советские заводы овладели техникой постройки первоклассных самолетов».

А Чкалов просит правительство, не просто просит, а почти умоляет, чтобы после сумасшедшего перелета в Арктику ему позволили отправиться на войну в Испанию. Ему не терпелось проверить приобретенное на «гражданке» мастерство в реальных военных условиях: он мечтал на многожды им испытанном И-16 вступить в схватку с фашистскими МЕ-109. Но этого ему не позволили. Его потом донимала крамольная мысль самовольно удрать в Испанию с парижской авиационной выставки, куда он был делегирован, но он все-таки воздержался.

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180 конструкции Поликарпова.

Михаил Водопьянов написал о нем в предисловии в книге: "Валерий Павлович был создан для профессии летчика — летал дерзновенно, с упоением, со страстью. Но не безрассудная смелость отличала его, а стремление к разумному, необходимому для авиации эксперименту. Если порою он слишком увлекался, то это было увлечение изобретателя. Ему были знакомы радости и муки творчества и совершенно чуждо показное удальство. Революция открыла Чкалову путь в большую жизнь. Советская власть, великая Коммунистическая партия воспитывали, учили Валерия Чкалова: лети, дерзай! Чкалов не был полярным летчиком, никогда раньше не летал на Крайнем Севере. И все же он первым прочертил воздушную линию над таинственной арктической пустыней Полюса недоступности. Для нас, полярных летчиков, было бесспорно: перелеты Чкалова по дальним маршрутам — это самые трудные из всех перелетов, какие знала до того времени история авиации. Пройдут годы. Прогресс авиации оставит далеко позади достижения наших дней. Но советский народ всегда будет помнить Чкалова, своего верного сына. Многие тысячи «чкаловцев» пришли и еще придут на смену великому летчику нашего времени. "
Tags: герои, ссср
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su февраль 18, 2019 14:57 26
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments