varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Category:

О Софии Константинопольской

Замечания Алексея Анпилогова по поводу Софии. Так как уже устал объяснять очевидное в комментариях к волне возмущённых постов, которые захлестнули мою ленту.

1. Айя София была потеряна в 1453 году. Это исторический факт, "провернуть назад" фарш из почти что шестисот лет исламской истории Турции просто нереально.

2. Христиане в Стамбуле остались (даже у меня в друзьях есть немало), но никакого Константинополя уже нет и в помине. Это как называть Санкт-Петербург Ниеншанцем или даже хуже. Город уже полностью мусульманский, причём религиозно терпимый, поскольку светский характер турецкого государства никогда не ставился под сомнение. Как следствие, пытаться вернуть Софию, опираясь на религиозный фактор, смешно - ситуация с ней похожа на сюжет с мечетью Султана Селима в Феодосии, которую тихо разобрали по камешку в 1834 году так как "мусульманское население Феодосии сократилось". Айя София, по крайней мере, жива и здорова, так что в этом отношении ей повезло много больше.

3. Остаётся культурный и художественный аспект. А именно - всё сохранившееся христианское убранство храма и его дальнейшая судьба в рамках статуса мечети. Тут, в общем-то, изменения озвучены - вход в мечеть будет бесплатным и открытым для всех желающих (вне зависимости от вероисповедания или наличия такового, такой статус у всех стамбульских мечетей), фото и видеосъемка разрешены, фрески пообещали завешивать только на время намазов (5 раз в день, суммарное время около 45 минут) и больших религиозных праздников. Пол Софии закроют ковром - обидно, но как по мне, древние камни от этого только целее будут. "Замазывать" херувимов и лики никто не будет - у Турции и так хватает вопросов по культурному наследию, в том числе и тех, которые она пытается решить через ЮНЕСКО - в рамках возврата своих культурных ценностей, украденных и вывезенных европейскими странами.

3. Ну и, дополнительные факты. Практика "закрашивания" фресок Айи Софии стартовала только в XIX веке, когда в Турции (в том числе и из-за противостояния с европейскими державами, включая Россию) резко возросла радикализация ислама. Пытаться сегодня грубо "давить" на турецкое общественное мнение - делать ровно такую же ошибку. "Решить" вопрос статуса Софии без учёта мнения граждан Турции можно сегодня только одним-единственным вариантом: оккупацией Стамбула и геноцидом его нынешнего населения (кто-то готов это озвучить прямо, чтобы не ходить кругами?). Всё остальное приведёт только к усилению происламских и радикальных партий внутри Турции, тут уже к бабке не ходи, у турок такие же "имперские комплексы", как и у русских. А заваривший всю эту кашу Эрдоган получит неслабую такую консолидацию своего электората, и будет продолжать строить "исламскую крепость".

4. Поэтому разумным решением остаётся борьба за продолжение реставрационных работ под патронатом ЮНЕСКО, которые и велись в Софии всё это время. Художественной ценности позднейшая штукатурка XIX века не представляет, никто за неё сражаться не будет.

В иллюстрациях - херувимы Софии, в XVIII веке и сейчас.





Tags: геополитика, история, религия, турция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 28
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment