"Подарить наши церкви". Зачем Зеленский встречался с патриархом Варфоломеем

В ходе рабочего визита в Турцию Владимир Зеленский провел встречу с патриархом Варфоломеем и даже пригласил того в Украину. При этом нынешний диалог отличался по тональности от предыдущего. В августе 2019-го президент отказался подписывать документ, в котором говорилось о "поддержке ПЦУ" на государственном уровне. И косвенные признаки свидетельствуют: Владимир Зеленский намерен отказаться от политики "невмешательства" в церковные дела.
Встреча тет-а-тет
Визит начался с посещения Патриаршего храма св. Георгия и молебна. Это необычно: в Украине даже на большие праздники (в частности, на День празднования памяти св. князя Владимира, который принято праздновать с "государственным" размахом) Зеленский не посещал литургий или молебнов, дабы не показывать приверженность к какой-либо церковной структуре. После этого патриарх принял его в своей резиденции на Фанаре — это район Стамбула, где расположен "эпицентр" православной религиозной жизни.
"Патриарх поблагодарил за визит президентской четы в Мать-церковь, который, по его словам, "приносит большую радость", и отметил, что утешен тем, что в Украине постепенно наступает мир", — цитирует слова Варфоломея сайт президента, акцентируя на "материнском" характере Константинопольского патриархата в отношении украинского православия.
После этого президент и патриарх говорили тет-а-тет. Сайт президента сообщает, что речь шла о Донбассе ("Хоть и сложно, но есть шаги вперед", — высказался Зеленский) и укреплении "взаимодействия" Украины и Вселенского патриархата.
И тут как раз важна роль митрополита Галльского Эммануила — именно он проводил молебен, для чего специально прибыл в Стамбул. Это тот самый митрополит, который, по сути, был дипломатом, сопровождавшим в 2018-м переговоры между УПЦ КП и УАПЦ об объединении и председательствовал на объединительном Соборе в Софии Киевской 16 декабря 2018-го (сейчас он управляет "греческими" приходами во Франции и Архиепископией русских епархий в Западной Европе, отказавшимися переходить в РПЦ).
"Присутствие митрополита Эммануила показательно — значит, однозначно обсуждались вопросы, связанные с интересами Фанара в Украине, — уверен религиовед Алексей Смирнов. — А это вопросы возобновления поддержки ПЦУ со стороны власти: патриарх наверняка попытался убедить президента изменить политику на 180 градусов. А также вопрос передачи Константинополю 37 религиозных объектов, обещанных ему Петром Порошенко".
"Спонтанный визит"
Речь о перечне храмов и монастырей в секретных приложениях к "Соглашению о сотрудничестве", подписанном Порошенко и Варфоломеем 3 ноября 2018 года. "Вести" тогда первыми написали о том, что Киев пообещал передать Фанару для создания "ставропигий" (т. е. прямо управляющихся Константинополем) Фроловский женский, Киево-Братский Богоявленский монастыри и даже... территорию, на которой нынче находится резиденция экс-президента Януковича "Межигорье".
Еще момент: к визиту Владимира Зеленского Константинополь приурочил наречение в епископы для Украины своего экзарха архимандрита Михаила (Онищенко). "Собственно, само наличие экзархата Константинополя в Украине было прописано в Томосе, который Варфоломей издал в 2018 году. А это означает параллельное существование в Украине наряду с ПЦУ еще одной структуры, прямо подчиненной Фанару. Это ограничение ПЦУ в правах и, с точки зрения церковного права, это явная аномалия — такого условия в других томосах православных церквей не было, — говорит Смирнов. — Именно экзарх и будет управлять ставропигиями, что несет финансовую выгоду Константинополю, т. к. он будет получать средства от храмов напрямую".
На вопрос о том, зачем Владимир Зеленский, в принципе, проводил встречу с патриархом Варфоломеем, осведомленный источник "Вестей" назвал несколько причин. "Во-первых, президент показывает: он против "пророссийского лобби", и его жест символичен. Условно, он продолжает "линию Порошенко", и это отметит Запад, на финпомощь которого мы рассчитываем, и который недоволен тем, что Киев проявляет самостоятельность, — сказал наш собеседник. — Во-вторых, это условный "фактор Байдена": если тот станет президентом, у Зеленского будет союзник, имеющий неплохой канал связи с Белым домом".
Впрочем, эксперты считают, что использование Варфоломея как канала связи — идея наивная. "Одно дело — цель демократов, которые хотели бы разрушить православие как основу идентичности восточноевропейских народов. И совсем иное, когда президент пытается выстроить какие-то отношения через главу церкви. Они ведь не приятели, — говорит "Вестям" политолог, религиовед Елена Дьяченко. — Сам визит на Фанар спонтанный: раз уж президент поехал в Турцию, ему организовали встречу еще и с Варфоломеем. Тут, кстати, есть вопросы к украинскому МИД, который то ли в силу отсутствия опыта, то ли недальновидности решил в армяно-азербайджанском конфликте занять одну из сторон, с чем и связан визит Зеленского в Турцию".
Кстати, даже само приглашение президентом Константинопольского патриарха потенциально способно спровоцировать скандал. "Дело в том, что, согласно церковному праву, патриарх Варфоломей не может просто так приехать в Украину без согласования со священноначалием УПЦ. Пускай он считает, что Украина — каноническая территория ПЦУ, а у УПЦ тут "нет прав", — это все равно вызовет конфликт, и в Офисе украинского президента это должны понимать", — отмечает Смирнов.
Режим "удержание власти"
Похоже, что президент Зеленский действительно может изменить "линию партии" в отношении церковного вопроса. Спустя неделю после того, как был окончательно расформирован департамент Минкульта по вопросам религий и национальностей (именно к нему было больше всего вопросов при организации и способствовании "переходов" приходов от УПЦ к ПЦУ, сопровождавшихся насилием, и нерегистрации уставов общин УПЦ на местах) был воссоздан "религиозный" отдел в составе Секретариата Кабмина, т. е. на уровне выше. Его возглавил бывший руководитель департамента Андрей Юраш, туда же перешла большая часть его команды.
Сам Юраш отметил в посте на Facebook, что новая карьерная высота была взята им "благодаря глубокому и искреннему желанию руководства Кабмина, в частности Дениса Шмыгаля, и министра Кабинета министров Олега Немчинова, и госсекретаря Александра Яремы сделать сознательный акцент на этом сегменте объективных обязательств государства".
"Когда при назначении Немчины разразился скандал, связанный с его идеологическими устремлениями (Олег Немчина — явный сторонник Петра Порошенко. — Авт.), он клялся (а Шмыгаль гарантировал), что не будет лезть в церковные дела. Мы ему, конечно, на слово не поверили. И сейчас ясно, что были правы — он продолжает поддерживать ПЦУ, писать "доносы" и кляузы на наших верующих", — сказал наш собеседник в церковных кругах. — У этой структуры серьезные инструменты, Юраш теперь сможет блокировать любые инициативы, что будут появляться на уровне исполнительной власти. Продолжится и та политика, которую его департамент изначально проводил в отношении УПЦ. А "заслуг" у него немало, в частности, признанных судом: он не регистрировал 10 уставов общин, отстаивал интересы определенных религиозных групп, что противоречит Конституции и Закону "О свободе совести и религиозных организациях", и замечен в ряде дел о подделке документов и т. д.".
Не получится ли, что на втором году президентства Зеленского страна откатится в идеологическую повестку времен "позднего" Петра Порошенко? Эксперты считают, что подобный "откат" уже произошел — и для президента он является залогом сохранения управляемости страной.
"От режима "выполнение обещаний" команда Зеленского перешла к режиму "удержание власти". А это требует баланса, в т. ч. с украинскими правыми, и антироссийскими силами (читай, демократами — Авт.) на Западе. А для этого им нужно воссоздать предыдущие практики госуправления, "паттерны" времен Петра Порошенко: потому и нет подвижек в мирном процессе, потому при Зеленском была закрыта последняя русскоязычная школа, а сама власть, в т. ч. на внешней арене, участвует в антироссийских акциях и союзах, — говорит нам политолог Руслан Бортник. — Кроме того, идет мощная внутренняя борьба в команде: ослабевает "левое" крыло, представленное различными деятелями от Максима Бужанского (депутат Верховной Рады от "Слуги народа". — Авт.) до Сергея Трофимова (замглавы Офиса президента, отвечает за региональную политику, является прихожанином УПЦ. — Авт.), — так, за "правым" крылом осталась как гуманитарная, так и внешняя политика".
По мнению эксперта, это уже сказалось на рейтингах как самого президента (с поддержки в 77% в октябре 2019-го до примерно 30% сегодня), так и его партии (порядка 20–25% по результатам разных соцопросов вместо 43% в прошлом году).