varjag2007su (varjag2007su) wrote,
varjag2007su
varjag2007su

Categories:

Латино-униатский святой Иосафат Кунцевич.


В продолжение темы о «душехвате» Иософате Кунцевиче, начатой публикацией заметки знаменитого доктора Ивана Алексеевича Сикорского «Реликвии Иосафата Кунцевича», в котрой обосновано высказано сомнение о принадлжности выставляемых "мощей" самому Кунцевичу, выкладываем по частям большую статью «Латино-униатский святой Иосафат Кунцевич», которая была опубликована в нескольких номерах Подольских Епархиальных Ведомостей за 1899 год.


------------

Текст статьи «Латино-униатский святой Иосафат Кунцевич» редакция проекта «Западная Русь» подготовила в современной орфографии.

Оригинал, текста можно открыть в формате PDF по ссылке..

------------

Редакция проекта Западная Русь выражает благодарность польскому историку Михаилу Джега (Белототчина), приславшего нам эти материалы для публикации.

В последнее десятилетие в нашем юго-западном крае благолепно отпраздновалось несколько знаменательных юбилеев. Так, напр., в 1885 г. вся св. Русь торжествовала празднование исполнившегося 1000-летия со дня блаженной кончины св. Мефодия ( 885 г.), приснопамятного просветителя славян, который с братом своим Кириллом составил славянскую азбуку и перевел с греческого на славянский язык богослужебные книги. Чрез три года, в 1888 г., во всех городах и весях российских, а по преимуществу в св. граде Киеве— матери градов русских, светло праздновалось исполнившееся 900-летие крещения Руси (988 г.) при св. Владимире. В следующем 1889 году во всем западном и юго-западном крае истинные сыны св. матери православной церкви торжествовали пятидесятилетний юбилей воссоединения с праотцовской церковью униатов (1839 г.), некогда „отторгнутых от неё насилием, а потом воссоединённых с ней любовью". Еще через три года (1892 года) соседняя Волынь праздновала истекшее 900-летие со времени учреждения в ней православной епархии в славном граде Владимире-Волынском (992 г.). В следующем году (1893 г.) родная нам Подолия, соревнуя сестре своей Волыни, торжествовала столетний юбилей своего воссоединения с великой Россией (1793 г.); и наконец, через год, в 1895 г., та же Подолия более благолепно праздновала исполнившееся столетие со дня учреждения самостоятельной Брацлаво-Подольской православной епархии (1795 г.).

Все эти празднества имели самое благотворное влияние на западнорусский православный народ, закрепляя в нем родственные связи с Великой Россией, утверждая его в истинах отечественной веры, в преданности престолу и любви к общему дорогому отечеству.

Эти церковно-народные торжества собирали к центрам празднования большие массы народа и наполняли сердце его религиозно-патриотическим воодушевлением. Одни ближайшие наши соседи и сородичи, сыны старого Галича, древнего наследия св. Владимира, отторгнутые от совместной жизни с Россией и томящиеся в иноверной неволе, под чуждою немецко-латино-польской властью, будучи лишены возможности и счастья участвовать в этих высокопатриотических церковно-народных празднествах, с грустью и болью в сердце потому принимали вести об этих всероссийских торжествах.

Польские-же паны, заправляющие всеми делами в соседней нам Галиции, где коренное население русское, воодушевляемые и руководимые древними врагами всего русского и православного—иезуитами, отнеслись к нашим русским юбилеям, как и следовало ожидать, враждебно; а в текущем 1896 году, в противовес им, чтобы несколько омрачить их славу, задумали устроить, для утешения и назидания галичан, также всенародный праздник, так сказать, контр-юбилей, по поводу истечения в этом году трехсотлетия брестской унии, решив привлечь к участию в этом торжестве и всех русинов—галичан. С этою целью образован во Львове особый юбилейный комитет, который и принял на себя все работы по устройству этого юбилея, который будет праздноваться в октябре сего года. Комитет выработал и издал программу празднества и особое воззвание („отозву”) к русскому народу на русском, польском и немецком языках. Как программа, так и „отозва”, обнародованы во всех газетах.

Не говоря уже о том, что торжественное празднование пресловутой брестской унии не имеет ровно никакого исторического основания, так как ни в Бресте, ни в Литве, ни в пределах бывшего польского царства ее не существует; а там, где думают ляхи праздновать её юбилей, т. е., в Галиции, она существует лишь с 1700 г.,— помимо всего этого печальной памяти уния брестская ничего доброго и хорошего не говорит уму и сердцу русского народа.—Напротив, истинная история неопровержимыми фактами доказала, что она, эта злополучная уния, хотя,—за время польского владычества в западном крае,—и принималась нашими предками, но принималась только по силе необходимости, как неизбежное зло; а всегда оставалась чем-то чуждым сердцу русского человека и никогда не входила в его сознание; и,—не смотря на тяжёлые гонения православных из-за непринятия унии,—никогда не переваривалась в самосознании народном. Это наглядно доказывается тем обстоятельством, что при перемене правительства в здешнем крае, когда предки наши почувствовали себя под родственной русской властью, то поголовно стали проситься в объятия праотцовской веры и скоро унии не осталось и следа. Почему в текущем 1896 г. следовало-бы русским людям праздновать 300-летний юбилей отвержения унии, как величайшего зла, которое сознано было еще современниками её насильственного введения и торжественно объявлено в самый день провозглашения унии—9 октября 1596 г.—том-же Бресте Литовском и такое отвержение засвидетельствовано анафематствованием всех отступников от истинной православной веры.

Из той-же достоверной истории открывается слишком известная всем истина, что уния православной церкви с римским костелом— по существу своему—иезуитская выдумка, измышленная ими с целью скорейшей латинизации православной церкви и ополячения русского народа;—это мост к католичеству и польщизне, по которому много перешло в латинство предков славных русских родов,—некоторые из отдаленных потомков тех, которые, потеряв праотцовскую веру и тесно связанную с ней свою русскую народность, превратившись теперь в ляхов и папистов и подружившись с иезуитами, затевают к прославлению зловредной унии, на вечную погибель себе, торжественный в честь неё праздник.

Хотя одно воспоминание об унии, как величайшем зле, вызвавшем невыразимые бедствия для всего русского народа, и претит нашему православно-русскому патриотическому чувству, но мы превозмогаем себя и останавливаем внимание на одной особенности проектируемого юбилея в память унии, которой определяется цель и характер униатского торжества. Эта особенность состоит в чрезмерности чествования плачевной памяти известного гонителя и мучителя православных, фанатика-изувера Иосафата Кунцевича, понёсшего за свои злодеяния заслуженную кару от доблестных витебцев и потом возвеличенного римским папой до небес и возведённого впоследствии даже в латино-польские униатские святые, небесные покровители Польши и всех униатов. Эта мрачная личность, бывшая послушным орудием в руках иезуитов, а, следовательно, злым гением русского православного народа и будет предметом настоящей статьи в виду того, что ей юбилейным комитетом отводится в программе праздника первое место.

Комитет этот предполагает посвящать ему, Кунцевичу, все униатские церкви, как выстроенные уже и готовые к посвящению, так и зачатые постройкой в юбилейный 1896 г. Он предполагает раздавать всем участникам юбилейных торжеств образки и медальоны этого латино-польского святого. Он предлагает делать денежные сборы в церквах и костелах, во время торжественных служб, для образования капитала на постройку особого института в честь этого лжемученика изувера. Он рассылает всем помещикам-полякам, русским и галицким, а также ксендзам, особые письма, в которых с настойчивостью и красноречием, достойными лучшего дела, доказывает необходимость устройства такого института и просит от них на это дело денежной помощи. В этих письмах расхваливается Кунцевич, как столп унии, её защитник и покровитель, и говорится, что настоит крайняя необходимость, —для увековечения его, то есть, Кунцевича и излюбленной им унии—памяти, —устроить особый институт для воспитания в нем русского школьного юношества в духе этого латинского святого (1).

(1) Литографированные письма по этому поводу, с приглашением к пожертвованиям на институт памяти Кунцевича на польском языке разосланы всем подольским ксендзам и помещикам-полякам;

Одно из них было у нас под руками. Об этом институте упоминается в программе празднества по поводу 300-летия брестской унии, а также в „отозвах" (воззваниях), изданных на малорусском языке.

Дух Кунцевича из истории нам хорошо известен. Это дух свирепого иезуитского фанатизма, неостанавливающегося ни пред какими препятствиями для достижения своих неизменных целей—подчинения всего и всех римскому папе; это дух лжи и насилия над свободой совести и личности человеческой в целях ополячения русского народа и латинизации православной церкви. Какие-же должны быть люди, воспитанные в духе Кунцевича? Они, хотя по происхождению и русские, но, пропитавшись тлетворным духом гонителя своей предковской веры, естественно должны быть заклятыми врагами, подобно ему, всего русского и православного и противниками царствия Божия на земле, которое есть по Апостолу: „правда, мир и радость о Дусе святе”. Ни правды, ни мира, ни добра для своей родины и веры от них нельзя будет и ожидать.

В видах конкретного пояснения этих мыслей, мы переходим к изображению жизни, характера и деятельности Кунцевича, стяжавшего себе печальную известность своими гонениями православных при жизни и бывшем и по смерти своей—в руках иезуитов, по выражению одного историка (2), „некоторым сказочным мертвецом-колдуном, тень которого неоднократно вставала из гроба и пугала детское воображение простецов и не твердых в вере, загоняя этих овец Христовых в овчарню папы римского и в погибель вечную“.

(2) Памятники русской старины в западных губерниях Х'ІІІ т. изд. Батюшкова, ст. Н. Ив. Петрова.

I.

Слишком триста лет тому назад, столь возвеличенный римской церковью, Иосафат Кунцевич появился на свет Божий в русском православном семействе г. Владимира-Волынского, принадлежавшего к епархии униатского митрополита Ипатия Поцея, который известен своей приверженностью к римскому папе и унии с ним и, как один из деятельнейших вожаков унии, ездил в Рим в 1595 г., где она впервые была провозглашена, а в следующем 1596-м году, присутствовал на брестском соборе, где уния эта, принятая незначительной кучкой отщепенцев от отеческой веры, была обнародована и, став под защиту иезуитской польской власти и всесильного тогда католического духовенства, все более и более стала распространяться на Руси, не смотря на то, что православные тогда-же (9 октября 1596 г.) в Бресте заявили протест против неё и предали анафеме всех отступников от древнего благочестия.

Родился будущий лжемученик Кунцевич в конце 1579 года (3), или-же в начале 1580 года (4), следовательно, чрез десять лет после появления в западной Руси (1569 г.) иезуитов, которые имели преобладающее влияние на всю его жизнь и в руках, которых он всегда был послушным орудием. Родители будущего „столпа унии“ были простые мещане: отец его был сапожником во Владимире-Волынском и этим ремеслом снискивал пропитание для своей семьи, которая состояла из нескольких душ. При крещении в православную веру, наш герой получил имя Ивана. Детство его протекло в убогой мещанской обстановке. Когда Иван подрос, отец его, естественно, стал приучать к сапожничеству; но этот сын не чувствовал никакого расположения к этому ремеслу; а научившись с грехом пополам русской и польской грамоте, поступил по торговой части, пристроившись в приказчики к купцу.

(3) Коялович, „Церков. Упия“ т. II, 121 стр.
(4) Макарий, „Церк. Ист.“ т. X, стр. 239.


Продолжение

Tags: белоруссия, уния
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag2007su february 18, 2019 14:57 28
Buy for 100 tokens
Друзья и читатели моего блога! Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments