В преддверии подачи бюджета на 2022 год Зе-власть решила пошарить по карманам обывателей с целью извлечь из них побольше денег якобы для наполнения бюджета, хотя львиная часть вытащенных из наших прохудившихся кошельков средств вполне может оказаться у заинтересованных лиц, - пишет Александр Карпец. - Ведь недаром придумываются разного рода "Великі будівництва" и прочий подобный халоймес. Во исполнение этого стремления Кабмин и подал в Раду законопроект №5600 от 2 июня 2021 года с умиротворительным названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений»
В этом проекте содержится много «всякого разного», касающегося различных предметов налогообложения в различных отраслях экономики.
В случае его принятия, пострадать может даже Ахметов, поскольку предусматривается существенное повышение рентных платежей за добычу железной руды, мировая цена на которую за год выросла в разы. Хотя и здесь Кабмин действует тупо и глупо, поскольку следовало бы облагать максимальным налогом только ту часть руды, которая в виде сырья или концентрата идет на экспорт, а по мере углубления переработки руды и экспорта рядовой стали, высококачественной стали и так далее до продукции машиностроения следовало бы ренту на соответствующую часть руды снижать, чтобы стимулировать производство с большей добавленной стоимостью, соответственно, увеличивать занятость, поступления в бюджет и социальные фонды, а также технологический рост. В этом смысле, вообще логичнее было бы вводить не так ренту на добычу, как некий налог на экспорт железорудного сырья, но далее советы давать не будем, а проблемы Ахметова оставим его высокооплачиваемой челяди.
Указанный законопроект может очень сильно ударить по рядовым обывателям, поскольку предлагается существенное увеличение налогового давления на операции по продаже недвижимости, а также - что намного хуже и глупее! - на мелких землевладельцев и огородников, выращивающих сельхозпродукцию с использованием сельхозугодий площадью более полугектара.
Последнее есть намного больше чем преступный идиотизм, о чем далее.
Некоторые новации, предлагаемые в налогообложении продаж квартир можно было бы принять, если речь идет о так называемых инвесторах, которые, имея значительные суммы свободных денег, выкупают квартиры на начальных этапах строительства, а потом продают их конечным покупателям по значительно более высокой цене, причем часто продаются даже не квартиры, а права по инвестиционным договорам.
В настоящий момент при продаже первого за год объекта недвижимости приходится платить только 1% госпошлины, но это не касается новостроек, к которым относят недвижимость, которой не больше трех лет со дня ввода в эксплуатацию. При продаже новостроек, а также при продаже второго и более объекта недвижимости за год, дополнительно взимается 5% суммы продажи и 1,5% военного сбора, то есть всего 7,5%.
В проекте предлагается для тех, кто продает более двух объектов недвижимости в год ввести оплату с суммы продажи налога на доходы физических лиц (НДФЛ, он же подоходный налог) в размере 18%, к которым придется еще приплюсовать 1% госпошлины с продажи недвижимости и 1,5% военного сбора, то есть суммарно налог составит 20,5% от суммы продажи. При этом продажу (уступку) прав по инвестиционным договорам предлагается приравнять к продаже готовой недвижимости, то есть облагать налогами так же, как и готовую недвижимость.
Эта новация коснется, прежде всего, тех, пачками торгует квартирами. Правда, непонятно, как это отразится на рынке и ценах на недвижимость, поскольку спекулянты-инвесторы беспроцентно кредитуют строительство. Но кроме того, пострадать от предлагаемой новации могут и рядовые граждане, вынужденные заниматься сложными квартирными обменами.
К тому же, нормы проекта выписаны настолько коряво или, наоборот, слишком умышленно, что любая продажа квартиры, кроме первой продажи жилья, сооруженного с участием государственных средств, может попадать под уплату НДС, что вообще "на голову не налазит".
Но еще более неадекватным является намерение правительства ввести налог на землепользование в дополнению к уже существующему налогу на землю, а также обложить дополнительным налогом, кроме уже существующих, любую сельхозпродукцию растительного или животного происхождения, которая производится юридическими лицами, ФОПами и просто обывателями на имеющейся в их распоряжении земле, вплоть до приусадебных участков и огородов, включая ту продукци, которая не продавалась на сторону, могла не уродить, предположительно могла выращиваться на незаконно занимаемой земле, но могла и не выращиваться. Вообще, что-то более бредовое придумать трудно, но этот бред, видимо, имеет главной целью не только получить в буджет некие средства, тем более что администрирование этой затеи явно обойдется дороже налогов, которые можно поиметь с реальной или не существующей картошки.
Вводится так называемая «минимальная налоговая нагрузка на землю» как дополнительный налог, наряду с существующим сейчас налогом на землю.
Минимальное налоговое обязательство — это налог на тех, кто выращивает собственную сельхозпродукцию, содержит домашний скот или сдает землю в аренду (либо арендаторы). Фактически это любые земельные угодья, которые используются или даже только могут использоваться для сельскохозяйственного производства, вплоть до семейного фермерства как юридическими, так и физическими лицами, причем среди последних могут быть как предприниматели, так и просто граждане, которые выращивают что-либо на своих огородах или разводят домашний скот, либо могут просто теоретически это делать, поскольку в их собственности имеются определенные земельные наделы.
Более того, они могут даже ничего и не выращивать, но им припишут такое выращивание, чтобы взять с них налоги, а заодно лишить субсидии по коммуналке.
Минимальное налоговое обязательство исчисляется по следующей формуле: нормативно-денежную оценку земли для конкретного региона умножают на площадь участка, количество месяцев обработки земли (или ее сдачи в аренду), коэффициент (0,05, а для ФОПов на четвертой группе — вдвое меньше) и разделить на 12.
Средняя нормативно-денежная оценка пахотной земли в Украине составляет 26400 гривен за гектар. В этом случае, за гектар угодий придется заплатить около 660 гривен налога в год при условии, что земля обрабатывается в течение 6 месяцев. При этом ФОПы на 4-й группе заплатят вдвое меньше из-за понижающего коэффициента. Если в пользовании находится значительный массив земли, то сумма окажется вполне весомой, причем она, повторим, добавится к уже существующему налогу на землю. Плюс к этому, придется платить еще и единый социальный взнос (ЕСВ).
Поскольку в некоторых регионах нормативно-денежная оценка выше указанной средней, например, более 33000 гривен, то в этих областях сумма минимального налогового обязательства будет выше.
Проектом норматива предусматривается, что минимальное налоговое обязательство для физических лиц будут устанавливать контролирующие органы. Отсутствие четкого унифицированного и обязательного для всех механизма приведет к волюнтаризму, коррупции и беспределу, как всегда у нас в таких случаях.
Еще одна показательная деталь состоит в том, что под новый налог попадает земельный участок свыше полугектара. Таким образом, даже из тех «бесплатных 2 гектаров», которые многие получили по закону, придется платить налог за полтора гектара.
Но и это еще не все. Согласно действующим пока нормам, в доходах физического лица при налогообложении не учитывается сельхозпродукция, выращенная на участке площадью 2 гектара. Теперь эту норму хотят сократить до полугектара. Опять-таки, при выращивании урожая на «бесплатных» 2 гектарах придется платить налог с того, что выращено на полутора гектарах и только на полугектаре можно будет огородничать без последствий для своего кармана в виде новоявленного налога.
Все, что выращено на площади свыше полугектара, приплюсуют к общему доходу физлица и обложат подоходным налогом в размере 18% плюс военный сбор 1,5%. А поскольку общий доход учитывается при назначении субсидий, то выросшие или даже реально не выросшие на участке пара мешков картошки и кабачки могут стать основанием для лишения субсидии на коммунальные услуги. И можно быть уверенным, что количество якобы выросшего урожая (кто, как и когда мерить будет?), а также цена, по которой фискалы будут учитывать эту картошку с кабачками в доходе физлица имярек, будут устанавливаться таким образом, чтобы «натянуть по максимуму» совокупный доход и отказать в субсидии. Очень, кстати, «талантливая» схема!..
Здесь очень важной является приведенная выше оговорка о том, росла ли на участке картошка на самом деле. Если подходить шире, то выращивал ли гражданин имярек эту картошку на своем земельном участке вообще? А если не только на своем? А уродила ли эта картошка? А продавал ли он эту картошку или съел ее сам в тесном семейном кругу и завез мешок престарелым родителям? Придется доказывать, что картошку не продавал, а выращивал для своих нужд, причем «доказывать», как обычно, коррупционным путем? Помнится, при Сталине тоже налогом облагали каждое фруктовое дерево на подворье, так селяне все деревья вырубали, но тогда могли дать срок за вредительство.
Тем более что фискалам будет дано право начислять налоги по земельным участкам, которые обрабатываются без документов и поиск которых будут осуществлять местные власти… Это ж какой простор для коррупции, доносительства и сведения счетов, да еще с учетом и без того уродливого морально-психологического климата в обществе вообще и в селе в частности!
И все это будет учитываться для начисления минимального налогового обязательства и совокупного дохода для налогообложения и отказа в субсидии, включая не взошедшую картошку и сгнившие буряки, которые кто знает, как и по какой цене будет плюсовать в доход граждан, причем такой доход можно «повесить» на любого индивида, даже того, который никогда и ничего не выращивал. А доказывать что-то в наших судах — сами понимаете!..
Но думается, что сугубо идиото-фискальная цель во всем этом была далеко не единственной, скорее даже не самой главной.
Имеется вполне обоснованное подозрение, что все это делается в связи с началом с 1 июля так называемой земельной реформы и открытием так называемого рынка земли. Увеличением налоговой нагрузки на землю, а также извращениями на тему налогообложения (не)существующего урожая на земельном наделе граждан могут подталкивать к тому, чтобы поскорее избавиться от земельных наделов в рамках объявленной так называемой консолидации. "Избавление" от земли придет в виде крупного землепользователя, который выкупит эту землю на своих условиях и за ту сумму, которая устроит его, а не нынешнего владельца.
И если еще выкупит, а не просто отберет, например, за какие-нибудь долги, в том числе, по указанным налогам за сгнившую картошку и не принявшиеся помидоры.
В Европе, на которую у нас модно молиться, аки на царствие небесное, семейное сельское хозяйство является объектом не только достаточно трепетного отношения, но также существенной финансовой поддержки и субсидирования со стороны государства, потому что это, прежде всего, занятость и хотя бы минимальный уровень жизни.
У нас же начинается явный «узаконенный» и просто беспредел по экспроприации земли мелких собственников в пользу крупного землевладения. Это не европейский, а латиноамериканский и теперь еще африканский путь развития с соответствующими социальными последствиями.
Journal information