
350 000 верных УПЦ, вышедших крестным ходом на улицы Киева 27 июля, нашли среди российских единоверцев не только поддержку, но и критику. Не будем пересказывать всех, кто обрушился с критикой на собратьев, но уточним главный тезис: «вы называете себя украинцами, а должны были назвать себя русскими».
О чем это? Что происходит? Почему вопрос русской идентичности используется для разделения единой Церкви, объединяющей жителей и России и Украины? Ведь именно этот тезис активно распространяют раскольники из «ПЦУ» и фанариоты, которым очень выгодно представлять ситуацию так: «УПЦ – это для русских», а «ПЦУ – это для украинцев». И вот теперь тот же тезис, только с другими оценочными знаками, активно распространяют люди, называющие себя «русскими патриотами».
УПЦ сегодня – Церковь - исповедница. Она сохраняет единство с РПЦ, за что терпит притеснения, ее храмы захватывают, радикалы избивают ее священников и мирян, их детей запугивают, СБУ возбуждает уголовные дела против ее клира.
И вот в спину из безопасной России несется: «Вы предатели русской идентичности! А ну ходите в Киеве крестными ходами под лозунгом «Мы русские! С нами Бог!»!».
Достоевский писал, что «не православный не может быть русским». Противоположного в духе «не русский не может быть православным» мы не найдем ни у него, ни у св. отцов, ни в Св. Писании. Потому что русскость основана на Православии, а не наоборот.
Дорогие кричащие и критикующие, езжайте сами в Киев и там проведите крестный ход под русскими знаменами. Покажите пример. А то критиковать в интернете из безопасного угла тех, кто вышел на улицы в защиту своей веры, очень легко…
И важно понять, что когда священноначалие УПЦ говорит, что «тут – украинцы», это не отречение от идеалов Святой Руси, а напоминание украинской власти о правах верных УПЦ. Тех самых верных, которых объявляют то «российскими туристами», то «агентами ФСБ», то «российским спецназом».
Согласно Конституции Украины, украинец – понятие гражданское, вне зависимости от национальности. Граждане Украины всех национальностей – украинцы и равны перед законом. Но это в теории. На практике дискриминация канонической Церкви стала нормой жизни. И напоминая властям, что «мы - украинцы» верные УПЦ напоминают о своих гражданских правах. А этнически в составе УПЦ «ни эллина, ни иудея», но соединенные во Христе русские, украинцы, румыны, болгары… И все они, и считающие себя патриотами Украины, и чуждые такой идентификации, соединены одной верой и тропарь святому князю Владимиру, где назван он русским князем, поют они тоже вместе. В этом корень их общей идентичности. Как бы не оценивали они сейчас вопросы русской и украинской идентичности в современном мире, но сторонники и той, и другой помнят и хранят верность общему идеалу Святой Руси. Именно за это объединяющее во Христе начало и гонят, и стараются уничтожить на Украине каноническую Церковь ее враги.
Врагам каноничной Церкви выгодно представить УПЦ в качестве «узко этнической Церкви». И когда им в этом начинают помогать из России, под прикрытием патриотической риторики, то возникает вопрос: это глупость или предательство?
К сожалению, это не новое явление. Все годы войны на Донбассе горячие головы требуют, чтобы РПЦ стала жестко на позиции защиты именно донецких и луганских своих чад, отдав на откуп еретикам и раскольникам своих православных чад Волыни, Закарпатья, Буковины, Галиции, Полесья…
Но даже в годы ВОВ Церковь делала все возможное для окормления своих чад по обе стороны фронта.
Потому что, как бы мы не любили каждый свою Родину, не стоит забывать слова Христа: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). А вместе с небом и землей прейдут и исчезнут: и Украина, и Россия, и их конфликты между собою. А Церковь, будучи Царствием Небесным, останется в вечности. Как и душа всякого человека.
«Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет» (Ис. 51:6)
Лабарум. Сим победиши.
Лабарум. Сим победиши.
Journal information