Эта служба целенаправленно отбирала из новостного потока факты, говорившие в пользу позиции США, и распространяла их через мощный информационный аппарат, посредством печатной продукции, радио, телеграфа, кино и др. О масштабе агитмероприятий говорят следующие цифры: была рекрутирована армия в 75.000 пропагандистов, так называемых "людей-четырёхминуток" (Гвинн, Джонскон, Цан и др.), которые должны были выступать в качестве ораторов, давать короткие позитивные убедительные речи в массах, выполняя задачи CPI.
Эти работники искусства риторики держали более 7.500.000 речей в 5.200 общинах. Предположительно, слушательская аудитория этих агитаторов насчитывала 314.000.000 человек, т. е. втрое (!) больше, чем население США. Официально говорилось, что система "людей-четырёхминуток" была основана на принципе "волонтёрства", на самом же деле в эту кампанию был вложен огромный бюджет. CPI реализовала на деле строжайшую систему цензуры: на уровне источников информации, передачи её и опубликования в прессе. Были специально определены целевые социальные группы (рабочие, национальные меньшинства и др.), для которых особое значение имела специфическая информация, и агитаторы должны были делать соответствующий упор на этих фактах перед соответствующей аудиторией.
В ЦУ агитаторам указывалось, что они не должны впадать в истерику оголтелой (и малоубедительной) ненависти, но предпочитать метод более "мягкого" убеждения, уделяя внимание аргументированию. Также стремились к тому, чтобы в агитации использовались актуальные факты, события из текущего новостного потока. В структуре CPI имелось порядка 20 бюро в США и 9 заграничных офисов.
Поскольку в США особо популярна была, есть и будет культура т. н. "комиксов", то к агитации были привлечены лучшие иллюстраторы Америки: Гибсон, Флагг, Пеннелл и др. Следует отметить, что масштабное дело вылетало из колеи "мягкой" агитации, и уже скоро градус антигерманской пропаганды доводится до точки яростного кипения. Комитет Крила работает до лета 1919 г.
В своей работе CPI избегала терминологии "пропаганда", "агитация" и проч. из-за негативных ассоциаций, всё это дело предпочитали именовать "образовательными" и "информативными" усилиями. Среди сотрудников этой организации мы видим: Бернэйза и Бийара, зачинателей "паблик рилейшенз"; Уайтхауз, которая базировалась в Швейцарии и в качестве агента США неоднократно посещала Германию, доставляя туда агитматериалы; Хоува, являвшегося помощником Помощника Секретаря ВМФ Рузвельта.
Читатели, ничего подобного в России за все прошедшие годы войны так и не было сделано! Во Франции меры по информационно-идеологической мобилизации были проведены с большим запозданием. Отсутствие информационно-идеологической мобилизации общества в России было одной из главных причин катастрофы Февраль-17, а запоздание с таковой мобилизацией во Франции - явления т. н. "солдатских мятежей" весною-летом 1917 г.
Источник
Journal information